Первый поход в качестве руководителя и с оформлением в МКК.

Текст не переделывался, сохранена орфография того времени.

Группа в Контакте: //vk.com/tk_miigaik

Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии
(МИИГАиК)
Турклуб
Водное отделение

Отчет

О водном туристическом путешествии
третьей категории сложности по маршруту:

г. Москва – ст. Сосновец – мост после Кукумозера – р. Охта – р. Кемь – г. Кемь – г. Москва

Район проведения:     Северная Карелия.
Сроки проведения:    26.07 – 9.08.2001.
Руководитель: Швец Сергей Владимирович.

Москва 2001 год.

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Паспорт маршрута



Вид туризма:                   водный

Категория путешествия:         третья

Район путешествия:             Северная Карелия

Маршрут путешествия:  г. Москва – поезд №182 – ст. Сосновец – автомашина – мост после оз. Куккомозеро – оз. Муезеро(о. Троица) – р. Гнилая Охта – оз. Юляозеро – волок – оз. Алозеро – р. Охта – оз. Лежево – оз. Торосозеро – оз. Пебозеро – оз. Воронье – Остров Добрых Духов – р. Нижняя Охта – Подужемское водохранилище (р. Кемь) – автобус – г. Кемь – поезд № 133 – г. Москва.

Время проведения
Путешествия:       с 26 июля по 9 августа 2001 г.

Способ передвижения: сплав на 4-х местном катамаране и каяке.

Продолжительность активной части:   11 дней.

Протяженность маршрута: 230 км, из них активными способами передвижения 140 км.
 
2. Сведения о районе путешествия
2.1. Общие сведения

Республика Карелия - субъект Российской Федерации. Образована 8 июля 1920 года.  Территория 172,4 тыс.кв.км.  Население 785 тыс. человек (на 1.01.1996), в том числе городское  578,3 тыс. человек.  Разделена на 16 районов, включает 13 городов, 12 поселков городского типа и 128 волостей.  Плотность населения 4,6 человека на 1 кв.км.

2.2. Рельеф

Карелия расположена на южной части Скандинавско-Балтийского материкового щита, в той части, которая постепенно снижается, образуя переход к котловинам великих Европейских озер – Ладожского и Онежского. Поверхность рельефа  характеризуется  неоднократным наступлением ледников, шедших с района Скандинавских гор и  принесших скальные обломки, которые изменили рельеф Карелии. Структура рельефа представляет систему глубоких борозд и морен, вытянутых с северо-запада на юго-восток. Долины перегорожены  остатками языков древнего ледника. Несмотря на небольшие высоты,  относительные уклоны и перепады высот достигают значительных величин. Некоторые районы Карелии носят почти горный характер. Сочетание поверхностных пород - моренных и коренных - определило характер долин и русел рек Карелии.

2.3. Гидрография

Своеобразна природа этого края.  Возвышенности и равнины. Нескончаемые гряды валунов. Гранитные скалы.  Необозримые пространства  лесов.  Крупнейшие озера страны и тысячи мелких озер. Бурные реки и водопады.
Карелия - край озер. Всего их около 40 тысяч. Территория, которую они занимают составляет 18% территории республики. Наиболее густая сеть озер на севере республики. Наиболее крупные озера Карелии - Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро.
Около 18% площади занимают болота.
Общее число рек и водотоков Карелии доходит до 11200, их общая длина - около 54,3 тыс.км. Однако крупных рек немного. Наиболее крупные реки: Выг, Кемь, Кереть - впадающие в Белое море, и Водла, Суна, Шуя - впадающие в Онежское озеро. Разница уровней рек в истоке и в устье часто составляет 200-300 метров. Средний уклон рек Охта, Кемь составляет 200-220 метров, что могло бы обусловить их спокойное течение. Но эти реки имеют другой характер. Там, где река прорезает морены, образуется порог со множеством камней в русле, а в местах обнажений коренных пород - пороги с мощными сливами. Между порогами - спокойные плесы с небыстрым течением и небольшими уклонами. Средний уклон составляет 5-7 м/км.  Таким образом, реки Карелии имеют ступенчатый характер.
Питание рек - смешанное. Примерно 50% годового стока приходится на весенний паводок. Летом основная доля питания рек приходится на сток многочисленных озер, болот, пополняемых в осенне-зимне-весенний период атмосферными осадками. Количество приносимой воды в реках снижается от мая к августу и снова увеличивается в сентябре. Бывают года, когда из-за обильных дождей все лето стоит высокая вода. Вода в реках довольно чистая, хорошо отстоявшаяся и отфильтрованная в многочисленных озерах и болотах, имеет малую жесткость.
Многие реки используются для сплава древесины.
Изменчивость русла и скорость течения - характерная особенность рек Карелии.

2.4. Климат

Карелия - это северный район нашей страны. Но климат здесь сравнительно мягкий, сочетает черты континентального и морского: мягкая и прохладная зима, короткое прохладное лето, высокая относительная влажность воздуха, небольшая амплитуда температур.  Климат Карелии обусловлен близостью океанского теплого течения Гольфстрим, наличием большого количества озер и лесов.  Этот район стоит на пути атлантических циклонов, приносящих зимой оттепели, а летом дожди. Годовое количество осадков на юге района до 600 мм.вд.ст., а на севере до 400 мм.вд.ст. Основная масса осадков выпадает летом. Самые дождливые месяцы -  август,  сентябрь.
Средняя месячная температура февраля от -9 С до -13 С,  июля  от +14 С до +16 С. Максимальные летние температуры доходят до +30 С.
Летом преобладают ветра переменных направлений: южные и юго-западные ветры приносят погоду теплую, северные и северо-восточные - прохладную, дождливую погоду. В районе маршрута похода в июне, июле стоят белые ночи.

2.5. Растительный мир

Растительность Карелии многообразием не отличается.  Более всей половины площади республики покрыты лесами. Леса в основном хвойные с преобладанием сосны. Лиственные леса ( береза, ольха, осина ) занимают незначительную часть территории. Из ягод распространены голубика, черника, брусника. Есть и грибы.

2.6. Животный мир

Животный мир Карелии богат и разнообразен. Водятся северный олень, бурый медведь, лось, рысь, куница, росомаха, барсук, выдра, волк, лисица, белка и др. По многим водоемам южной и средней Карелии расселилась ондатра. Из пресмыкающихся на юге Карелии (и в других районах тоже) распространены ужи и гадюки.  Много птиц, более 200 видов, большинство перелетные. Постоянно обитает  глухарь, тетерев, рябчик, куропатка и др. Разнообразны водоплавающие: гагара, чомга, утки, гуси, лебеди. На островах Белого моря гнездится гага. В реках и озерах Карелии повсеместно встречаются окунь, щука, судак, кумжа, форель, сиг, ряпушка и др.

2.7. Туристская характеристика района

Природные условия, ландшафты и исторические памятники обусловили популярность Карелии как одного из крупных центров туризма, особенно водного, так как все озера и большинство рек  Карелии пригодны для проведения путешествий на байдарках,  катамаранах, плотах. По Ладожскому и Онежскому озерам проходят линии речного пароходства.  В Карелии самой природой созданы уютные уголки, отвечающие требованиям туризма: питьевая вода, сухие поляны, покрытые  толстым слоем мха и вереска и сухие дрова для костра.  Здесь  можно проводить походы: пешеходные до 3 категории сложности, водные и лыжные до 4 категории сложности. Наличие рыбы в  водоемах, ягод и грибов в лесах делают летние походы еще  более интересными. Однако, отправляясь в путешествие, необходимо знать об  ограничениях и запретах ловли рыбы в ряде водоемов. Здесь интересно и тем туристам,  которые желают ознакомится с памятниками истории и культуры. Мировую известность имеет, например, архитектурный ансамбль на острове Кижи (куда можно  доехать на скоростном теплоходе из Петрозаводска),   Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам и другие объекты.  Хотя реки Карелии имеют  частые  и  продолжительные  плесы, многочисленные большие и малые озера на своем пути, но ярко  выраженные перепады в рельефе создали пороги, интересные для  водников в  спортивно-техническом  отношении.  Наиболее  популярные маршруты - по рекам Охта, Чирка-Кемь, Выг, Суна, Шуя, Кереть.
Естественные препятствия на данном маршруте - пороги и озера.  Искусственные препятствия - это лотки на выходах реки из озер и при впадении реки в озера. Лоток - деревянное сооружение  плотины, построенный для поднятия воды при лесосплаве. Сейчас лотки сильно разрушены и продолжают  разрушаться.  Необходим просмотр всех плотин и лотков. Много порогов естественного характера, у которых перепад в рельефе не виден с воды, т.е. пороги имеют ступенчатый характер. Объекты осмотра на  маршруте:  музей туристических  мыслей, ненужного сельскохозяйственного и спортивного инвентаря в заброшенной деревушке Лежево на  правом  берегу одноименного  озера; "Остров добрых духов" - музей деревянного зодчества туристов под открытым небом на озере Вороньем.
Природная достопримечательность - пороги "Кивиристи" и "Тюттерин" - пороги водопадного типа.


3.    Организация путешествия.

3.1    Цели похода.

Основными целями проведения похода являлись:
1.    Ознакомление некоторых членов группы с Северной Карелией.
2.    Повышение технического мастерства управления судном на бурной воде, пользования средствами страховки и получения своей дозы адреналина.
3.    Опробование нового снаряжения (катамаран, палатка и др.).
4.    Полное прохождение реки Охта и катание на порогах.
5.    Проведение летнего отдыха (отпуска, каникул) подальше от Москвы на природе.


3.2    Планирование и подготовка.

Планирование путешествия водного отделения турклуба началось сразу после майского похода на Кавказ и апрельской тренировки на порогах Мсты.  Река Охта была выбрана как река наиболее подходящая для учебно-тренировочного похода.  Нарастание сложности препятствий по мере продвижения по маршруту, отработка прямой гребли на озерных участках и элементов слалома на шиверах, дали хорошую подготовку для прохождения именных порогов.
Подготовка состояла в подборе необходимого сплавного и страховочного снаряжения (что было сделано при большой помощи тех людей, которые пошли в горы, а не на воду), составлении и закупке раскладки; изучении картматериалов и предыдущих отчетов, ну и собственно покупки билетов.

3.3    Обеспечение безопасности.

Безопасность водного путешествия зависит от следующих факторов:
- совместимость группы, коллективизм, опыт и подготовка каждого члена группы;
- дисциплина и сознательность членов группы;
- сложность маршрута, насыщенность препятствий;
- качество снаряжения и соответствие назначению.
Группа была скомплектована из туристов знавших  ранее друг друга, что обеспечило хорошую морально-психологическую подготовку на маршруте. Не было каких-либо стрессов, срывов.
Туристического опыта было достаточно для прохождения большинства препятствий. Участники путешествия проявили хорошую дисциплинированность, сознательность, достаточную физическую, техническую и моральную подготовку, что позволило завершить маршрут без каких либо происшествий.
Сложность маршрута и насыщенность препятствий вполне соответствует маршруту третьей категории сложности.  Причем пороги на реке - дело привычное, а вот преодоление озер, огибание различных мысов при сильном встречном ветре оказалось довольно трудным испытанием для всех. Причем грести иногда приходилось с полной выкладкой в течении часа, в противном случае все старания по передвижению вперед могли оказаться напрасными. На озерах для усиления экипажа катамарана и сокращения времени перехода каяк привязывался между баллонов, а Владимир пересаживался на место переднего гребца.  Каячное весло привязывалось к последней поперечине и таким образом получался руль.  Также было высказано предположение, что на озерных и плесовых участках удобными были бы распашные весла и руль.  При попутном ветре организовывался импровизированный парус из тента 3х3 метра, растягивающийся на веслах.  Для страховки и проведения спасработ, что на Охте вполне возможно, в группе имелось два спасконца (типа "морковка").
Объем спасжилетов был не менее 16 литров.
Каски - хоккейные и специальные сплавные.
Все члены группы были обеспеченны гидрокостюмами, из них два было «сухого» типа и три «мокрого».  Как показала практика в «мокром» гидрокостюме гораздо удобнее передвигаться и делать какие-либо действия (личное мнение).
Надежность сплавсредств нареканий не вызвала.  Оболочка катамарана была изготовлена самостоятельно, баллоны заказывали в Фирме "Красное солнышко"; каркас  дюралевый на веревочных скрутках; посадка коленная, с упорами, но без «пулеметов».  Каяк каркасно-надувной, самодельный; за весь поход две маленькие дырки об камни.
Как показал пройденный маршрут, все меры безопасности, принятые группой, были достаточными для успешного прохождения маршрута.

4. Техническое описание.

На всем маршруте группа не придерживалась определенного графика движения.  Так как времени на прохождение маршрута отводилось гораздо больше необходимого, группа могла себе позволить переходы по 5-6 км в день и неторопливый осмотр достопримечательностей, тренировки и катания на порогах.  Ниже приводится фактический график похода.

День похода

 

 

Дата

Километраж (км)

 

 

Описание пути

 

 

Примечания

0

26,07

 

Отъезд из Москвы поездом 182 в 19,28

 

1

27,07

81

Приезд в Сосновец, машина до Охты, прибытие на реку в 0,00

Частная автомашина

2

28,07

7

Отбой 2,00. Подъем 9,30 стапель. 18,00-22,30 стапель - о. Троица.

 

Сплав

3

29,07

12

11,00 подъем. Осмотр храма. 16.00-20,00 о. Троица – Гнилая Охта.

 

Сплав

4

30,07

27

(0,6)

9,00 – подъем. 10,30 – 21,00 Гнилая Охта – Юляозеро – волок (16,00-17,00) – Алозеро – пороги.

 

Сплав, парус, пешком.

5

31,07

22

11,00 подъем. 13,00 – 23,00 пороги – оз. Лежево – Торосозеро - Пебозеро

 

Сплав

6

1,08

0

Дневка, тренировка, отработка спасработ, помывка.

 

Дневка

 

7

2,08

18

10,00 подъем. 13,40 – 20,00. Пебозеро – оз. Хизиярви - оз. Воронье – магазин – Остров Добрых Духов – Корнизозеро – Нижняя Охта.

 

 

Сплав

8

3,08

8

13,00 подъем. 15,30 – 17,00 Нижняя Охта – пор. Ойнегайне, катание.

 

Сплав

9

4,08

6

9,30 подъем. 11,00 тренировка. 14,00 – 16,00 Ойнегайне – Лоуна – Хэмег. 16,00 – 19,00 Кивиристи.

 

Тренировка, сплав.

10

5,08

7

13,00 подъем. Полудневка. 16,30 – 18,30 катание. 18,30 – 22,00. Кивиристи – Печко-порог – ур. Муравейный порог.

 

Сплав.

11

6,08

20

9,00 подъем. 11,30 – 19,00 Муравейные шиверы – Тюттерин (обед) – Курна – Охта-порог.

 

Сплав

12

7,08

8

(19)

8,30 подъем. 11,00 – 14,00 прохождение Охта-порога – Кемь – антистапель. 18,00 выход с антистапеля. 20,00 прибытие в Кемь.

 

Сплав,

Автобус.

13

8,08

 

4,00 – 4,20 Погрузка в поезд №133 – отбытие из Кеми. Прибытие в Москву 9,08 в 4,25.

 

Поезд.





От моста, делящего Куккомо озеро на две половины, на лево берегу можно спустить на воду суда.  После прохода второго плеса следуют два переката, проходятся без осмотра.  Порог Лестница можно осмотреть справа, основное внимание  на камень посередине прохода.
После порога Лестница открывается картина Муезера (Ряпушковое).  Сразу за порогом стоянка на пару палаток, слева песчаные пляжи.  Прямо по курсу остров Троица с храмом св. Николая Чудотворца на восточном окончании и стоянкой на западном (ф7).  На стоянке дров в ближайшей округе нет, но можно пройти метров 250 на восток и поискать.  К выходу из озера плыть на север, после прохождения двух небольших островов открывается плотина  без осмотра.
Через 1,52 км от плотины встретится мелкий перекат.  Берега топкие, заросшие смешанным лесом.  В 2-3 км от устья Чуружа начинаются перекаты с выраженной главной струей и отдельными грядами камней.  Сразу после перекатов, на левом берегу, рыбацкая стоянка на 1-2 палатки. Если группа больше, то следует остановиться раньше перекатов, так как далее до Юляозера стоянок и возможности высадится на берег не будет.  По берегам тянется мертвый заболоченный лес, река сильно петляет.  Недалеко перед озером справа впадает заметный приток  река Одава.  При впадении в озеро справа «Мыс туристов» с деревянным идолом посередине, наскальными росписями и открытой всем ветрам стоянкой.
Выход из озера можно правым берегом в протоку широкой дугой огибающую заболоченный полуостров и ведущую в озеро Риго-река.  Группам, которых не пугает 400 метровый волок по болоту (а пугает, например, встречный ветер), можно перетащиться вдоль заросшей протоки прямо в Алозеро.  На выходе из Алозера расположена плотина.  Она имеет два прорана.  В высокую воду проходимы оба, более сложен и интересен левый.  В среднюю и  низкую воду  проходим только левый.  Сразу за плотиной 150-метровый перекат с сильным течением и поворотом русла.  Перед перекатом на ламбине Пюхавелли слева стоянка.
После Пюхавелли следует поворот реки вправо и мелководный перекат, который проходится без осмотра.  Вскоре 600-метровый порог Немес (Медлительный).  На первом участке течение несильное, русло широкое.  На правом повороте русло стеснено ряжевой стенкой, затем резко возрастает скорость течения и уклон реки, требуется лавировка.
Далее следуют простые перекаты со стоянкой на высоком берегу справа.  Далее берега заболочены, река петляет, слева впадает река Саянда.  В озеро Лежево река выходит широким плесом.  Справа веред выходом стоянка с идолом.  Озеро следует пересекать влево на остатки деревни.
Отсюда можно выбрать два варианта пути: один по Средней Охте мы рассматривать не будем, так как воды было мало и туда не ходили.
Второй традиционный лежит через прокоп Кирос.  Обогнув мыс. На котором стояла деревня Лежево, надо идти в северный залив на виднеющуюся стенку плотины.  Плотина имеет чистый двухступенчатый слив общим перепадом около 1,5 метров  без осмотра.  После короткого канала с сильным течением следует двух километровая ламбина Торос (Терос).  Сразу на выходе короткая стремнина в ряжах, затем в обрамлении ряжевых стенок следуют порог Метро или Мельничный длиной 100 м и Торос или Пебозерский длиной 70 метров.  Порог Метро проходится без осмотра если не виден новый завал.  Порог Торос лучше осмотреть по левому берегу и запомнить положение струи и камня на выходе.  После камня гряда камней, в низкую воду проходимых протаскиванием.  Сразу на выходе из порога, по центру, на озере пирамида из камней с шестом и двумя табличками «Магазин» и «Баня», Хотя все это находиться на Вороньем озере.  Справа большая стоянка на две группы: одна до 8 человек, другая до 30. Дров нет.
Сразу за порогом небольшое озеро Пебозеро, переходящие в озеро Хизиярви.  На правом берегу Пебозера остатки разрушенного поселка. Хизиярви широкой протокой соединяется с озером Вороньим.  Слева перед протокой остатки деревни Кангашнаволок.  Озеро Воронье имеет лопастно-расчлененную форму.  На нем много островов, некоторые пригодны для стоянки.  Слева по курсу, на мысу два домика, перед ними на островке большая надпись «Ларёк» (ф9).  В сем ларьке можно найти пиво по 80 руб. за 1,5 литра, водку по 100 за 0,5, сигареты по 15, крупу и рис, и большое количество воблы за мизерную цену, по сравнению с размерами.  Справа по курсу и на восток от магазина находится «Остров Добрых Духов»  музей туристического деревянного творчества (ф10). На выходе из озера остатки плотины.  Для осмотра приставать слева, перепад воды около 2 метров.
Сразу за плотиной 100 метровый перекат Нижкакошки, проходимый под левым берегом.  Далее короткий широкий плес и перекат Олений, который просматривается с наплыва.  Представляет полуметровый слив и шиверу с чистым проходом.  За Оленьим следует широкий мелкий перекат и выход в Карнисозеро.  На нем со времен лесосплава сохранились колодцы по основному фарватеру, много топляков.  
Из Карнисозера река выходит двумя протоками.  Правая перекрыта глухой плотиной, в основании левой расположен перекат, по середине которого можно встать на стоянку на острове.  Через 200 метров начинается Пиче-порог.  У входа в можно встать на стоянку на правом высоком берегу.  Длина порога 500 метров.  Ориентирование с воды не сложно, для байдарок лучше просмотреть.
За Пиче-порогом река широким плесом поворачивает влево.  Далее следуют два участка, где в низкую воду обнажаются камни.  Затем перекатом на левом повороте начинается порог Кожаный.  В среднюю и высокую воду можно проходить без осмотра по невысокому водоскату в центре.  В низкую воду просмотр справа.
Следующее препятствие порог Ойнегайне (Большой Сиг) (ф11-12). Осмотр возможен с обоих берегов.  Порог начинается перекатом на левом повороте, быстро превращающимся в сильную шиверу заканчивающуюся несколькими сливами с валами и бочками.  Способ прохода в низкую воду по левому краю струи уход в крайний левый слив.  Справа большая стоянка.  Хорошее место для тренировки траверса, прохождения порога кормой (катамаран) и кидания морковки.
Через 200 метров перекат Дялучемет, за ним небольшой остров.  Справа непроходимая гребенка, влево уходит перекат  начало порога Лоуна (Торфяной).  Длина порога 400-500 метров, осмотр слева.  В начале порог представляет собой перекат с сильно захламленным руслом.  Далее, на небольшом расстоянии друг от друга следуют три слива с плит по 0,4-0,7 метров.  На выходе сильное течение, большие надводные камни, уходить вправо.  В высокую воду за всеми сливами появляются пенные валы.  
Ниже идет несложный перекат Каменный.  Проходится слева без осмотра.  Дальше простенький перекат, за ним плес с небольшим островком.  На правом повороте, где реку начинают сжимать выходы скальных пород, надо пристать к левому берегу для осмотра порога Хэмег (Короткий крутой порог) (ф13-15).  Начинается он быстриной на правом повороте, на левом течение ускоряется, затем следует невысокий отлогий водоскат.  За ним река сжимается до ширины 6 метров каменными плитами и прыгает в слив.  За сливом справа косой вал.  Дальше струя разбивается на две части.  Более мощная несет на гребенку справа.  Поэтому надо отойти влево, выход из порога также слева меду камней.  Между Хэмегом и Кивиристи много стоянок на левом высоком берегу. Дров нет (мы везли с собой с Ойнегайне).  Для обноса Кивиристи проложена тропа за высоким мысом, перед первой ступенью.
Первая ступень сложности не представляет, проход впритирку к камням слева.  2-я ступень Кивиристи - это довольно высокий слив (около 2-х метров, возможно несколько меньше). Левая часть слива непроходима ни на чем ни в какую воду - вода просто стекает по каменным ступенькам довольно тонкими струйками. Правая часть, шириной метра 3-4, частично беспрепятственно уходит дальше, частично упирается в скалу (своей правой "четвертиной"). В результате имеется довольно большая бочка под левой непроходимой частью, пенный котел с мощным отбойником внутри - справа от слива и сбойка котла и бочки - примерно по центру всего слива, но в самой левой части проходимого участка (ф16-23). Байдарки и каяки могут пройти порог только по этой сбойке, шаг вправо или влево окончится килем. При этом страховать очень желательно с воды - катамараном т.к. страховка с берега весьма неудобна. Страховать с левого берега почти бессмысленно, а на правый можно попасть только на каком-то судне. На первый взгляд, хорошее место для страховки - место впадения протоки справа, сразу за скалой в которую бьет слив. Это - заблуждение - выйти из этой протоки проблематично т.к. струя сильно прижимает к правому берегу. Правильное место - в выпуклости поворота перед 3-ей ступенью, куда как раз сносит байдарки, пловцов и прочий мусор. Там есть 2-3 камня, за которые удобно завести катамаран и ждать. Серьезный недостаток самого удобного для этого места таков - главный слив виден только с места переднего гребца на четверке, а капитану видно плохо. Лечение - ставить сигнальщика-координатора на скале над сливом. Для катамарана вторая ступень не представляет серьезной проблемы, во всяком случае в имевшуюся воду. На 4-ке можно не делать почти ничего (только лагом не ставить) - отбойный вал вышвыривает нос из котла и все идет как надо. Даже если ехать прямо на камень (перед которым котел) носом, то удара не происходит - отбойник выкидывает. Провалиться в пену кат не успевает - инерция тоже выносит раньше. Чем правильнее (левее скалы) проход, тем выше окатывает передних. Т.е. основной провал в пену происходит  не  в котле, а левее. Третья ступень Кивиристи - это каньон с небольшими прижимами к обеим берегам и небольшой бочкой под правым берегом примерно посередине. На катамаране - никаких проблем нет, за весь каньон нужно сделать гребков 5-6. Проблемы могут начаться, если идти на корпусном судне залитом водой (например, во 2-й ступени) - если не отгрестись от берегов (что на залитой байде сделать будет трудно), то положит обязательно.
Препятствия до Печкопорога проходимы без просмотра и каких-либо проблем. Печкопорог все рекомендуют осматривать - и правильно. Прямо по каменистой горке слева течет небольшая часть воды, основная струя резко поворачивает вправо и падает на полтора метра по сливу разделенному на два языка плитой.  Проход по левому.
Муравейные пороги проходимы без просмотра даже в низкую воду. После остатков моста, метров через 100, на левом берегу отличная стоянка.
Порог Тюттерин представляет собой две наклонные плиты лежащие внахлест перепад уровня воды около2 метров, в бочке слева камень катамарану не страшный (ф24-27).  Байдарки и каяки обносить слева 100 метров. Дров нет.
Порог Курна - узкая труба, мелкий шиверистый выход. Без просмотра. Есть стоянки.
Охтапорог (ф28-31). На мой взгляд, второй интересный порог на реке. Нетривиальный заход (узкий прямой слив и примыкающий слева широкий косой), потом резкий снос влево на гладкие камни (с берега величину этого сноса недооцениваешь), потом метров 200 довольно непростого слалома по шивере с хорошим уклоном.  На пороге (выше и ниже) есть пристойные стоянки. Дальше их практически нет - только полянка под ЛЭП, а дальше уже около ГЭС.

Из всех препятствий на маршруте нами осматривались только Ойнегайне – по поводу первой бочки; Хэмег – по поводу невидимости с воды;  Кивиристи – по поводу четверки; Охта – по поводу стоянки перед и усталости.  Не посмотрели Печко-порог и сели в правом сливе.  Не просмотр остальных следовал из больших размеров катамарана и опытности каякера.  Повторять не просмотры не рекомендую.

5. Дневник похода.

В начале представление участников сего предприятия: руководитель, фотограф и др. - Швец Сергей 25 лет (Серега, Я); Кудрешов Владимир 30 лет (Вован)  инструктор, реммастер;  Аршава Ольга 24 года - видео съемки, завхоз, врач; Бобкова Наталия 17 лет (Наташка)  зав. кухней, фотограф; Булаева Евгения 18 лет (Женя) - казначей (фотографии соответственно:1,2,3,5,4).  Далее рассказ происходит от моего лица, если никто ничего не допишет.  Курсив - Ольга Аршава.

26 июля 2001 года.
Ленинградский вокзал 18.00. Собираемся у лысого камня.  Сбор специально назначили пораньше, дабы никто из провожающих не опоздал, и все отдали свои сюрпризы.  Для не посвященных: провожающие приносят с собой нечто, тщательно упакованное, с пояснительными надписями, когда открывать (например, кирпич, с указанием открыть в конце похода ).  Провожающих пришло раза в два больше отъезжающих.  Они были очень радостны в основном по поводу того, что сами уезжают максимум через два дня.  Билеты были четыре в 13 вагон и один в 5 вагон.  Справедливо посчитав, что выгружаться будет удобнее из одного рюкзаки скинули в 13.  В 19.28 поезд отошел и поехали в Карелию.  
Несколько слов о малом количестве людей.  В поход собиралось около 11 человек, но по различным, весьма глупым, причинам группа сократилась: двое уехали работать на Ямал, один проспал всю подготовку, двое испугались исключения за мифическую практику, а последний променял Карелию на юг (а ведь успевал в два места!).
Засвидетельствовав свое почтение проводнице 5 вагона, Я вернулся в 13.  Там уже усиленно отдыхали пивом и пугали младший состав рассказами о порогах.

27 июля 2001 года.
Выспавшись, (при этом Вован уронил в три ночи с третьей полки карабин в миску на столе, сделав шок половине вагона) стали выяснять, что забыли.  Выяснилось: мало масла, нет муки, соли, сгущенки, кофе и пива, при этом в раскладке было только масло.  Все это было закуплено в Петрозаводске на вокзале (внизу).  Остальная часть путешествия на поезде особого интереса не представляет.
Выгрузившись в Сосновце (на другую сторону вместо положенной), мы обнаружили несколько готовых к отправке экипажей.  Первым к нам подошел черный человек и сказал «поэхали!», правда, посмотрев на его машину – двойку, мы усомнились, что она с нами тронется.  Под это дело мы немного сбили цену и поехали.  До моста выше Муезера  идет хорошая гравийная дорога и по ней мы доехали за два с половиной часа.  Около моста стояло две машины рыбаков с собакой.  Подумав, мы рассудили, что мужиков только двое и таскать вещи с собранными судами за 200 метров лень.  Встали около моста.  Дров нет. (Последнюю фразу можно повторять на каждой стоянке, я напишу ее один раз, и она относится ко всему маршруту.)  Приготовив ужин на костре рыбаков и жахнув по поводу начала, мы завалились спать в 2.00.

28 июля 2001 года.
С утра поднялись в 9.30 и начали готовить завтрак.  Вовану с утра было плохо и он решил полечиться: схватил не ту бутылку и полечился чистым.  Раскидав привезенные части по поляне, начали стапель (фото 6).  К обеду в 15 часов суда были собраны.  Примерно тогда же под мостом прошла группа студентов на Таймене и катамаране.  По их же признанию они были сильно уставшими. Не торопясь пообедали и начали собираться.  Не торопясь  черный человек в 17 часов обещал привезти пиво и пачку соли.  Попытавшийся начаться дождь сильно ускорил нас.  В 18 были на воде и пошли вниз садясь на все камни.  Воды нет.  Вован говорит – в прошлый раз было на 0.7 метра больше.  Ему можно верить.  
До Муезера дошли, садясь на каждый камень. Ветер встречный, переходящий в боковой. На входе в озеро справа стоянка, на ней студенты с порванной байдой и сломанным катом.  Прошли на остров Троица (в 22.30) и встали на западной оконечности.  На ужин выпили спирту и исполнили песню «Альпинист» (авт. Вахтанов), в честь отъезжающих в горы.

29 июля 2001 года.
Поднялись в 11 утра.  Сразу был объявлен день трезвости, а поскольку туристы и МИИГАиК в частности, отличаются тягой к прекрасному, то пошли осматривать церковь Николая Чудотворца на другой конец острова (ф7).  Церковь деревянная, построена в 17 веке.  Я полный ноль в архитектуре, поэтому описывать ее не буду.  Смотреть надо.  Рядом с церковью часовня с огромными крестами внутри и немного в отдалении  скит.  Кладбище вокруг действующее, раньше явно старообрядческое, сейчас – не знаю.
На обратном пути было собрано некоторое количество грибов, которые свалили в суп.  В процессе сборов на входе в озеро была замечена флотилия из катамаранов, каяков и байдарок, численностью не менее 40 человек в разных группах.  Сборы ускорились и в 16.00 мы были на воде.  Переплыв озеро (Ольга на каяке, Вован на ее месте) и преодолев плотину мы влились в Гнилую Охту.  Пройдя ручей Чуруж (на котором была Женя) и успешно преодолев перекаты, встали на последнюю возможную стоянку 20.00.  Ольга рвалась идти до озера, но ее не поддержали.  В утешение решили открыть сюрприз упоминавшегося уже Вахтанова.  Тем более, что на нем было написано: «Когда захочется что-нибудь необычного».  Там был мармелад.  После этого весь поход этот мармелад вспоминался, когда кого-нибудь начинало глючить и разное другое.  Но для начала всей команде снились такие сны, что все фантасты в пролете (был день трезвости!).


30 июля 2001 года.
Проснулись по-спортивному в 9 часов.  За завтраком рассказывали друг другу сны.  Вышли на воду в 10.30 и полопатили.  Катамаран упорно старался развернуться боком к линии курса, выписывая в пространстве некую сложную функцию не выражающуюся обычными формулами.  Вован долго смотрел на это и в конце концов привязал каяк между баллонов, весло на место руля, Наташку посадили срулём и пошли.  Дело сразу улучшилось, особенно когда сруль выучил где право, а где лево.  А когда организовали парус из тента и на веслах, нам оставалось только подруливать.
Таким образом мы весьма скоро (до 14.30) вышли в Юляозеро и остановились справа на обед.  Стоянка ровная, с идолом, наскальными росписями, очагом, баней и продуваемая.  Именно там настал конец нашему новому польскому топору.  Пытаясь расколоть огромный пень и тем самым добыть хоть какие-то дрова, Вова повернул топор в недопустимое положение(!?) и у топора отвалилась ручка.  Она не вывалилась из лезвия, она просто обломилась!  В лезвии остался кусок ее, основательно залитый клеем.  Следующие полтора часа были посвящены приготовлению обеда на щепках и починке топора.  Остатки ручки не вылезали!  В конце топор немного нагрели и выбили камнями осколки.  Ручка была пластиковая.  Примерно сделав топор и начав вытесывать новое топорище, мы понеслись под парусом далее.
В 16.00 мы достигли заросшей протоки между Юляозером и Алозером.  Там заканчивали волочиться наши украинские друзья, весьма красноречивые в описаниях сложностей волока, по случаю выпитого.  Идти против ветра вокруг полуострова было лень и мы встали на волок, который прошел довольно успешно, если не считать проваливания пару раз по колено, и ливня на второй ходке.  При большой    воде так пройти вряд ли удастся.
Не взирая на трудности в 17.00 мы были снова на воде и с попутным ветром понеслись по просторам Алозера.  Проскочив плотину и несколько порогов, и обогнав хохлов и группу с ПСНом, встали на стоянку (21.00) сразу за живописным ручьем, искусственного происхождения (протока между озерами).  Не вставайте здесь, пройдите на 50 метров дальше!  Группа ПСНщиков встала там и к ним мы ходили за топором, дабы отремонтировать свой.  Пытался пойти дождь.  Предупреждение: не ходите долго по суше в «мокрых» гидрах!

31 июля 2001 года.
Ночью на меня упала гитара, которую почему-то поставили в палатке стоймя, соответственно это мне энтузиазма не прибавило.  Тем не менее в 11 часов поднялись и в 13 вышли на воду.  Река извивалась как змея, ветер был переменный, переменно начинался и дождь.  В озеро мы вышли при ветре сзади слева и на вынесло прямым ходом на правую оконечность выхода.  Там мы решили перекусить.  Начинался дождь, поэтому мы натянули тент на двух деревьях и огромном бревне, но все равно сдувало.
На том же месте стояло два рыбака с двумя лодками и на вездеходе.  Они также не могли выйти на озеро из-за ветра.  С ними мы вели пространные разговоры на тему обслуживания туристов на маршруте и типах туристских судов.  Ветер не прекращался.  Решили полноценно обедать.  После этого поставили одну палатку и легли спать, решив последовать мудрости капитана Врунгеля «не выспаться успеешь».  За этим занятием мы повели время до 20.00.  к этому времени ветер немного стих и мы погребли через озеро.
Примерно на середине озера сзади было обнаружено нечто весьма напоминающее ураган или хорошую грозу, такие как рисуют на картинках (ф8).  Темп заметно поднялся, но и ветер дул примерно в спину и через 30 минут после выхода мы на всех парах влетели в бухту несколько ниже намеченного залива.  Там была хорошая стоянка и на ней распаковывалась еще одна группа украинских друзей.  Они только пришли промерзли и соответственно выпивали.  Ураган с дождем прошел мимо, предоставив нам возможность сфотографировать его и двойную радугу со стороны.  Ветер дул приличный и препятствующий выходу из бухты.  Посидев немного, полностью замерзнув и заправившись топливом, мы прыгнули на кат и погребли против ветра.  Топлива хватало, через 15 минут мы скрылись за мысом оставив хохлов только улыбаться.  Пролетев не снижая темпа развалины Лежево и ПСНщиков, в 23.00 мы подошли к прокопу Кирос.  Вход в прокоп оказался чистым в ряжевых стенках, а за ним протока, напоминающая парковый пруд где-нибудь в Питере.  Даже с утками.  За протокой начиналось Торосозеро, заболоченное и глубиной в лопасть весла.  Далее шел порог Метро.  Там было все по-настоящему: быстро, узко и темновато.  Проход чистый, мы ничего не задели.  Далее несколько шивер и выходной Пебозерский порог.  Хотели идти просмотреть, но время успешно приближалось к половине первого и мы точно помнили, что первая бочка на Ойнегайне.  Пошли сходу, сначала правее, затем круто влево.  Камень на выходе четко между баллонов, а вот дальше пешком  воды сантиметров 5-10.  Стащили и уперлись в табличку «магазин и баня».  Встали в час ночи справа рядом с порогом.  Потом до 4 варили ужин на сыром полене (Нет там дров!!!).


1 августа 2001 года.
Дневка (лежка).
Утро настало около двух часов.  Завтрак мы отменили и начали сразу с обеда.  Открыли также сюрприз Гарика.  То что это он, мы поняли по 10 плакатам с изображением Явлинского и Степашина и которые выполняли роль амортизатора для банки абрикосового варенья.  После завтрака была объявлена культурная программа: отработка поворотов на кате, заплывы в касках и спасжилетах, падение с ката в холодную воду, траверс струи и т.д.  Девушки с утра вымылись, я как самый умный их подождал, а потом заставил одевать гидры и снова лезть в воду.  Купание прошло успешно, правда когда сам упал в воду (по всем правилам – с головой), думал что дыхание перебьет  вода дюже холодная.  Вован в веселье участия не принимал и выловил щуку на три блесны.
Накупавшись и вымывшись мы пошли готовить ужин.  И тут в самый стратегический момент, когда гречневая каша начала довариваться с порога послышались громкие голоса и стук весел о камни.  Мы рванули туда.  Шла группа байдарок, они все появлялись и появлялись из-за поворота.  Первым порог пошел «Катран» с мачтой под парус и переделанный под одиночный сплав.  Он чисто обошел камень и встал на левом берегу в улов.  Вторым шел «Таймень». Он обошел камень, но его навалило на другой и стало пытаться кильнуть.  Под крик Вовы «на кат!» мы рванули к пристани.  За минуту мы были между двумя языками слива.  Там сидела девушка в коротких шортах, каске и спасе; байда стояла в левом улове, весло торчало посреди слива.  Девушка была явно не в себе: сначала она не могла понять, что надо залезать на кат и мы ее перевезем, потом залезла и радовалась, потом соскочила и полезла за веслом, несмотря на страшные ругательства нас и мужиков из группы, которые были больше ее в четыре раза.  Тем не менее она успешно забрала весло и вернулась обратно.  Это говорит в частности о количестве воды.  Надо также заметить, что погода явно не соответствовала шортам – было градусов 15.  На этом наша отработка спасов закончились.  Смоляне поставили свою и проводили байды только опытные капитаны.  Вечером мы сходили к ним за солью, а они приходили благодарить.  Всего их было 10 байдарок и 20 человек.

2 августа 2001 года.
На следующий день с утра мы решили, что сегодня должен быть праздник и он был – день ВДВ.  По этому поводу Женька с Вованом (старые парашютисты) все утро разговаривали на парашютном жаргоне и исполняли вокруг костра показательные прыжки.  На пороге снова послышались крики, но мы пошли только посмотреть.  Смоляне начали отходить на двух байдах и мы серьезно озабочились сохранностью ассортимента в магазине.  На Воронье озеро рванули при почти попутном ветре и через 20 минут скрылись из виду и смоляне и ПСНщики.  До магазина дошли за 40 минут, сделав треугольный парус и идя практически боковым ветром.
Магазин представляет собой избу с баней и жилым чердаком.  Причем собственно магазин располагается в предбаннике.  Обслуживает его мужик, которого нанимают как продавца (ф9).  Сам он ловит рыбу и имеет на этом свой бизнес; два леща сантиметров по 45 и жирные стоят 50 руб.  Далее там было пиво по 80 за 1,5 литра, водка по 100 за 0,5 и сигареты по 15.  Затарившись 5 бутылками пива и двумя водки (0,3 сразу выпили), мы поставили парус и под «Пельменную» пошли к Острову Добрых Духов.
Табличка «МИИГАиК 99, КарТур, Пущино, Азимут и МИЭМ», а также трусы сверху всего этого, было первым, что мы увидали на острове (ф10).  Потом нашли еще табличку в сундуке на цепях, но не нашли записки в летописях.  Кто пойдет за нами, привезите приличную тетрадь для летописи.  Остальные чудеса острова описывать не буду  их надо смотреть, а описание заняло бы весь отчет.  Отмечу свежую беседку на севере, в которой мы хорошо провели время, поедая воблу с пивом ().  
Отход от острова был достаточно крутой.  Ветер был встречный, переходящий в боковой.  У Вована сдуло панаму, но он останавливаться не стал.  На выходе из озера – плотина, на которую посмотрели и прошли слева. Пройдя Корнизозеро мы встали на первом острове за ним.  Сразу предупреждаю о том, что Пичепорог находится в левой протоке, а не в правой, как нарисовано на карте.  Встали в левой протоке посередине переката.  Место хорошее даже оставили нам дрова.  Слезли с ката и поставили лагерь.  Костер еще не запалили, а уже начали пьянствовать.  Праздник удался.


3 августа 2001 года.
Утро выдалось на редкость грустным, поэтому поползли за сюрпризом, в котором угадывалось пиво.  После двух банок «невского» на четверых настроение улучшилось и мы начали собираться.  Вышли в половине четвертого и к 17 часам были на Ойнегайне.  Пичепорог сложности не представляет, Кожаный достаточно мелкий. Ойнегайне мы просмотрели справа и успешно прошли: сначала Вова на каяке (ф11,12), а потом мы на кате с телемарком.  Разгрузили вещи и начали кататься, сначала носом без разворота, а потом попытались кормой, но не вышло.  Вован траверсировал и зашел в бочку снизу.
Встали на стоянку справа.  Место было хорошее, лежало 4 дровины, и стоял столб с совой и надписью «Кострома».  Сразу набрали большое количество грибов и зажарили их.  Перед ужином Вован начал отрабатывать эскимосский переворот на суше, но кажется получалось плохо.  

4 августа 2001 года.
Поднялись довольно рано в 9.30 и к 11 вышли на порог тренироваться.  Светило солнце и было достаточно тепло.  Вова полез отрабатывать переворот, а остальные члены – кидание морковки.  Потом сели на кат и траверсировали с заходом в бочку снизу, прошли порог кормой.  После этого сели мы с Вовой вперед и зашли в бочку, посмотреть перевернет через нос или нет.  Не вышло.  Перевернули на спокойной воде и поставили на ровный киль.  Когда начали вязать вещи нас догнала группа сурового вида мужиков на байдарке и катамаране с огромной мачтой.  На кате они сидели вшестером, хотя он был меньше нашего.  Ойнегайне они прошли без просмотра и мы с ними шли до Хэмега.  Никаких касок и спасов на них не было, не говоря о гидрах, все как один камуфлированные и в резиновых сапогах.  На горизонте начали вырисовываться четыре байды, а за ними смоляне с 10-ю.  Мы быстро свалили.  Далее шло несколько шивер и Лоунапорог, который мы проходили без осмотра.  За ним следовало несколько шивер и наконец Хэмег  последний порог перед Кивиристи.  Его просмотрели с правого берега, при этом Вова нашел себе под водой нож.  Организовали видео и фото съемки, выставили страховку для каяка.  Вован прошел первым и зачалился после двух третей справа (ф13-15).  Мы передали ему камеру и пошли к кату.  Прошли достаточно чисто и пристали справа сразу около бани.  Вован прошел выход и мы стали разгружаться, поскольку за поворотом начинался ОН.
Сначала мы на НЕГО просто посмотрели, и лично мне стало страшновато, хотя мысль «туда не соваться» так и не закралась в голову.
Наташка сказала: нас обманули, это водопад.
Женька ничего не сказала, поскольку на левый баллон сажать кроме нее больше некого, и она это прекрасно знала.
Вован сказал: ну, Серега, ты понял, там — так, так и вот так.
Серега сказал: ага, понял. Но ты пойдешь с нами первый раз.
Вован сказал — не вопрос.
Наталью поставили с камерой.  На прохождение народ бежал бегом.  На скамье сидели суровые мужики и грустно взирали на происходившее, они-то порог обнесли.  Бегала куча детей.  Приготовились и пошли.  Заходили насколько возможно ближе к правому берегу, перед сливом разворачивали кат градусов на 20-25 влево и цеплялись за бочку.  Первый раз не довели разворот и зашли прямо, тут же вынесло на скалу справа, отбросило и развернуло в устье притока.  После некоторых слов, развернулись и пошли каньон.  Сложности не представляет, небольшой прижим влево, идти строго по струе.  На выходе сели на камни, но быстро снялись.  Радости полные штаны. Вторая и третья ступень фото 19-20.
Вова посеял еще большую грусть в глазах мужиков, когда пошел на каяке.  Чисто пройти не удалось, он перевернулся на выходе из котла и не торопясь выплыл в улов у правого берега (ф16).  Вылив воду, он успешно прошел каньон.  Дальше в порог запросилась Наталия.  Вова пошел пассажиром, развернули кат как надо, прошли чисто и на радостях словили камни слева.  По закону подлости на наш чистый проход никто не посмотрел.  С полным организмом адреналина мы пошли ставить лагерь.  Где и тяпнули, после чего разложили костерок и повесили каны.  В этот момент к Хэмегу подошли смоляне и устроили свое обычное шоу с прохождением 10 байд (ф17).  Вечером, сидя над Кивиристи делимся впечатлениями, открываем сюрприз и потягиваем напиток (ф18).  В 23 смоляне начинают проход третьей ступени, но только одной байдой. Мы вернулись в лагерь и устроили отбой в три ночи.

 
5 августа 2001 года.
Подняться пробовали два раза: в 13 и в 16.30, успехом увенчалась вторая серия.  Собрались, обнесли вещи и пошли на сплав.  Первым пошел кат, правым баллоном в скалу и встал на страховку в улов (ф21-23).  Дальше пошел каяк, успешно кильнулся и выплыл в улов.  Каньон прошли хорошо, но собирались под мелким дождем.  Воодушевившись после Кивиристи, мы залетели в Печко порог и сели на камни в крайнем правом сливе.  Всем остальным настойчиво рекомендую сначала посмотреть, особенно по другой воде.
Далеко от порогов мы не ушли и встали на повороте реки, на месте бывшего поселения.  От него стались только заросли иван-чая и ржавый жестяной плакат прибитый к дереву.  На стоянке много комаров и гнуса, не десять на ладонь конечно, но есть.  Забыл сказать: дрова мы везли с собой с Ойнегайне. Идет дождь с переменным успехом, на грибы объявлен мораторий, спать улеглись в 22.30.

6 августа 2001 года.
Сегодня предстоит большой переход поэтому поднялись в 9.00.  Встали на воду в 11.30 и начался День Лопаты.  Шиверы Муравейные прошли без осмотра и они были лишь небольшим развлечением за первую половину дня.  Примерно в 14.30 подошли к порогу Тюттерин (Ф24-25).  Вова после Муравейных ушел вперед, надеясь достать сигареты, которые полностью кончились.  Грустный, он ходил вокруг еще дымящегося костра, и говорил, что не успел всего полчаса.  Судя по вытоптанной площади на пороге стояли смоляне.  Там мы устроили обед и прохождение катом порога.  Нас снесло несколько правее намеченного, но соскользнули мы хорошо, влетели в бочке на камень, снялись с него, перетащились через гряду камней и вышли на чистую воду (ф26-27).  Там нас встретил Вова и мы полопатили дальше.
Порог Курна представляет проносную трубу с валами, без просмотра.  На карте Охта-порог не обозначен и это нужно учитывать, хотя порог виден издалека.  Стоянка и просмотр на правом берегу, там же и обнос.  Посмотреть первый слив можно также с левого берега, а страховку у съемку даже рекомендую ставить на левом.  Мы подошли и встали на правом, народу никого, девушки нагрели воды и пошли мыть голову, мы с Вованом  скрутили по козьей ножке и начали пилить дрова.  Стоит сказать о пиле.  Черт меня дернул взять вместо обычной пилы карманную, цепную в зеленом футляре.  Пилит она отлично, но энергии на это уходит раза в четыре больше.  Вечером устроили обструкцию продуктам и выкинули два полиэтиленовых пакета.  За ужином допили остатки спирта и закусили мармеладом, что не замедлило сказаться на следующий день у слабой части команды.  Там же устроили разбор полетов за весь поход, выслушивание просьб, жалоб, предложений и претензий.  Поступили предложения: поменьше озер, побыстрее речка, веселее пороги и нормальная пила.  Жалоб и просьб не оказалось.

7 августа 2001 года.
С утра на разбудили голоса людей.  Ползком выбравшись из палатки и продрав глаза мы пошли знакомится.  Четыре человека на кате из Москвы, и как все москвичи немного сумасшедшие, поскольку шли с трех часов ночи с Кивиристи.  У них стрельнули сигареты и с фотографировали в процессе прохождения.  В бочке их развернуло, и они потеряли весло, так что остальной порог шли на трех веслах.
Окончательно проснувшись и поев, мы обнесли вещи и начали прохождение Вова перелез на другой берег и встал с фотоаппаратом, а мы, зайдя под левый берег, пошли порог.  Проход закончился благополучно, если не считать нескольких словленных камней (ф28-30).  Выставив камеру справа, поставили две морковки слева и пошел Вован.  Он аккуратно зашел в слив и прострелил бочку.  Именно в этот момент его и сфотографировала Женя, получив, на мой взгляд, лучший кадр похода (ф31).
На этом пороги закончились.  Немного грустные мы собрали вещи и привязав каяк между баллонов пошли на ГЭС.  Переход сложности не представляет, если не считать встречного ветра.  На антистапель встали несколько далековато, на месте бывшего парома(?) в 14.00.  До трассы около километра, как выяснили Ольга и Вован, посланные за пивом.  К 18 часам все вещи подсохли, рюкзаки были собраны и мы вышли к остановке автобуса около машинного здания ГЭС.  Через 20 минут мы были там.  Обедали в придорожном кафе, где кормят достаточно прилично.  Автобус был в 19.25 поэтому было время посмотреть на ГЭС, попить пива и найти не мерянных размеров рыбный тесак.  Пришел автобус и через 40 минут мы были в Кеми на вокзале (ф32).  Приехали мы как обычно за 8 часов до поезда, билеты продавались с 22, вещи можно было сдать в камеру хранения через дежурного по вокзалу.  Поезда в Кеми идут от 4 до 11 утра, а не по-другому, как написано в Интернете.  За билетами организовалась небольшая очередь, групп было около восьми.  Мы дружно попили пива и доели воблу (ф33), и не менее дружно всхрапнули на рюкзаках.  Проводница вагона естественно дрыхла и когда она наконец открыла дверь, то ее снесли байдарками и рюкзаками, сказав, что билеты покажут позже.  В поезде Женя наелась мармелада и грозилась разнести весь вагон, а в Бологом у нас кончились все деньги, и оставалось только спать.

Итоги

Как мы провели эти 11 дней: ходовых часов 48,5; катание на порогах 7 часов; здоровый сон 100,5 часов; лагерь и тупление 102 часа. Вывод: любимое занятие турклуба МИИГАиК — тупление; наименее любимое — катание на порогах…
Тем не менее, следующий заплыв (то бишь сплав) намечен на лето 2002 года по реке () — куда приглашаем всех желающих!
Хотим выразить всяческую благодарность всем, принявшим очное и заочное участие в походе на Охту, а именно: участникам команды — за прекрасную компанию; всем сочувствующим (особенно предоставившим сюрпризы); черному человеку из г. Сосновец — за доставку на реку; предприимчивым людям — за организацию магазина на Вороньем озере; смолянам, поделившимся солью; людям с Охта-порога, поделившимся куревом; неизвестным проектировщикам, не затопившим Охта-порог дурацким водохранилищем; проводнице поезда 133, не взявшей с нас за белье 2 рубля — так необходимых для покупки пива; особая благодарность моему отцу — за встречу в Москве и погоде — за попутный ветер и солнце на Кивиристи; а также отдельная благодарность всем, не пошедшим в этом году на Охту, в результате чего получилась экономия дров и жизненного пространства, так необходимого всем туристам! Ура, товарищи! (шутка).

Примечания.
Магазин на Вороньем озере слева от входа на берегу, работает с середины июля по середину августа. Планируется магазин и завоз дров на Кивиристи. Возможна заброска сразу на Воронье озеро (через мужиков, организовавших магазин). Координаты: (81458)3-47-86, 2-25-36 (Анатолий); зимой — (81265)2-56-51 (Юрий).
Автобус ходит часто, ехать до Кеми 40 мин., поезда в Москву идут в 16, 4, 7, 9, 11 часов. Продажа билетов на ночные поезда с 22 часов.
Вахтанов - Вахтанов Андрей, начальник горного отделения и начальник турклуба в 2000-2001 гг.
Гарик - Бертяев Игорь, велотурист, создатель сайта турклуба: travelsclub.newmail.ru.
Блинников Леша (Нач) - начальник турклуба 1997-2000.

6. Выводы, рекомендации.

1.    Река Охта - достаточно интересная, как с точки зрения отдыха, так и с точки зрения спортивного сплава. Полностью можно согласится с г-ном Шиловым, что река хороша для обучения и восстановления утраченных навыков.  Почти все пороги для катамарана достаточно просты, а при наличии опытной и сильной диагонали, Кивиристи тоже достаточно безопасен.  Рыба ловится повсеместно, но мы не рыбаки.  Практически на каждой стоянке сложены бани.
2.Пилу надо брать нормальную, цепная возможна только в качестве запасного варианта.  Топор нужен проверенный и обмотанный проклеенной стеклотканью.  Или их должно быть два, особенно на большую группу (по одному на кат).  Дюралевая рама естественно удобнее, но можно идти и на деревянной.  Пулеметы, надо делать, на вещах удобно не посидишь (в коленной посадке).  Парус с мачтой на озерах будет не лишним. Если вставить два весла в качестве швертов, третье привязать рулем и сделать треугольный парус, то можно ходить под углом к ветру (надо только посчитать площади руля и швертов).  Против ветра можно попробовать распашные весла  надо сделать уключины.  Штаны сухих гидрокостюмов служат два сезона максимум (чернуха).  Старые гидры не должны быть драными.  Гермоупаковки удобнее пластиковые с заворачивающимися горловинами.  Каски д.б. водными.  Раскладка 750 грамм – много, для таких походов 650 в самый раз, лучше брать муку и печь оладьи.  Грибов – много.
3.Состав группы всех устроил.  Но все-таки группа маловата.  Это не позволило организовать хорошие съемки прохождения и страховку одновременно.  Два мужика с дровами справляются, но с трудом.  Никаких крупных разногласий между участниками не возникало, все решалось в рабочем порядке.

Приложения.

Список личного снаряжения

Наименование

Кол-во

Вес(кг)

1

Каска

1

0,8

2

Спасжилет

1

0,6

3

Гидрокостюм

1

0,9

4

Защитный костюм сверху гидры

1

0,8

5

Перчатки

2

0,1

6

Мокрая обувь

1

1,0

7

Шерстяной костюм

1

0,8

8

Рабочий костюм

1

1,0

9

Шапка шерстяная

1

0,4

10

Индивидуальный пакет

1 ком

1,5

11

Индивидуальные лекарства

1 ком

0,4

12

Часы

1

0,1

13

КЛМН

1

0,6

14

Рюкзак, коврик, спальник

1 ком

2,6

15

Документы, деньги

1 ком

0,1

Список Группового снаряжения

Наименование

Кол-во

Вес(кг)

1

Шкура от ката

2

10

2

Баллоны от ката

2

15

3

Рама

1

15

4

Полотенца

4

0,8

5

Такелаж

1 ком

1,5

6

Карабины

5

0,8

7

Каяк

1

15

8

Морковки

2

1,0

9

Весла катамаранные и каячное

5 + 1

6,5

10

Палатки

2

4,0

11

Тент

1

0,8

12

Каны

3

2,5

13

Аптека

1

1,2

14

Компас

1

0,1

15

Карта

1

0,1

16

Видео и фото аппаратура

1 ком

5,0

17

Раскладка

1 ком

36,0

18

Полиэтилен расходный

1 ком

1,5

Состав аптечки

Наименование

Кол-во

1

Амидопирин

2 упак

2

Аспирин

2 упак

3

Анальгин

1 упак

4

Спирт

3 л.

5

Марганцовка

1 флак

6

Вата

2 пач

7

Бинт

5 пач

8

Лейкопластырь

3 мот

9

Градусник

1 шт

10

Бинт эластичный

2 шт

11

ИПП

4 шт

12

Упсарин

1 флак

13

Цитрамон

1 упак

14

Йод

1 флак

15

Аммиак

10 ампул

16

Натрия гидрокарбонат

1 кор

17

Уголь активированный

1 упак

18

Валидол

1 упак

19

Капли валерианы

1 флак

20

Сульфадимизин

1 упак

21

Мазь для рук

1 флак

22

Энтеросептол

1 упак

23

Бисептол

1 упак

24

Фестал

1 упак

25

Помада гигиеническая

2 шт

Раскладка

Продукт

Вес

Продукт

Вес

Продукт

Вес

 

Завтрак

 

Завтрак

 

Завтрак

 

1

Макароны

90

Пшено

80

Рис

80

2

Масло

15

Молоко

25

Молоко

25

3

Сыр

50

Масло

15

Масло

15

4

Сухари

20

Сыр

40

Сыр

40

5

Сахар

30

Сухари

20

Сухари

20

6

Печенье

50

Сахар

30

Сахар

30

7

 

 

Баранки

50

Печенье

50

8

Конфеты

40

Конфеты

40

Конфеты

40

Завтрак

 

295

 

300

 

300

 

Обед

 

Обед

 

Обед

 

9

Суп борщ

50

Суп горх

50

Суп харчо

50

10

Колбаса

40

Сало

40

Мясо

40

11

Сухари

20

Сухари

20

Сухари

20

12

Сахар

20

Сахар

20

Сахар

20

13

Сл.полено

40

Халва

40

Щербет

40

14

Чеснок

5

Чеснок

5

Чеснок

5

Обед

 

175

 

175

 

175

 

Ужин

 

Ужин

 

Ужин

 

15

Гречка

100

Макароны

110

Карт.пюре

90

16

Тушенка

50

Тушенка

50

Тушенка

50

17

Сухари

30

Сухари

20

Сухари

20

18

Кетчуп

10

Кетчуп

10

Кетчуп

10

19

Сахар

40

Сахар

40

Сахар

40

20

Вафли

40

Пряники

40

Сухари

40

21

Чай на день

5

Чай на день

5

Чай на день

5

 

Соль

5

 

5

 

5

Ужин

 

275

 

275

 

255

Всего

 

745

 

750

 

730

 

Состав ремнабора

Наименование

Количество

1

Клей резиновый

0,5 л

2

Подготовка для приклейки

0,5 л

3

Бензин

0,5 л

4

Теза

1 кв.м

5

Чернуха

1 кв.м

6

Шкурка

0,3 кв.м

7

Ножницы

1 шт

8

Нитки

1 кат

9

Стропа

20 м

10

Изолента

6 рул

11

Проволока медная

2 м

12

Пассатижи

1

13

Отвертки

1 ком

14

Крепеж (винты, гайки)

1 ком

 

 Расходы.

Билеты - 291/354=645.

Белье - 25*2=50.

Машина/автобус 250/10=260.

Раскладка - 400.

Пленка, видео - 100.

Накладные расходы - 500.

Всего на человека - 1955.

      на группу - 9775 руб.

 Вес снаряжения.

 

Групповое снаряжение - 17/85 кг.

Личное снаряжение - 12/60 кг.

Раскладка - 7,5/37,5 кг.

Всего - 36,5/182,5 кг.

Итого на одного мужчину - 55 кг.

      на одну женщину - 24,5 кг.

  Список литературы.

1.        Шилов А.Л. На байдарках по Карелии. Москва 1998 год.

2.        Отчеты МГЦТК.

3.        Отчеты библиотеки Машкова \http://lib.ru\

4.        Отчет о водном туристическом путешествии 3-ей категории сложности по реке Охта /Северная Карелия/,Руководитель  Перескоков Ю. Уфа 1990.

5.        Отчет Охта-98.\ksi@epi.nnov.ru\

6.        Охта – 96. \http://www.partya.ru/~BORIS/Okhta/Okhta_k.htm\

7.        Охта – 96. Пустельникова Е. \lib.ru\

8.        Дипломная работа Блинникова А.В.(Нач). Разработка туристической геоинформационной системы на примере реки Охта, Северная Карелия. \blinnikov@1ab.ru\ или \http://www.travelsclub.newmail.ru\

9.        Атлас республики Карелия. ЦЭВКФ 1998 год.

 

 

© vodnik21

Конструктор сайтов - uCoz