Поход по рекам Тунтайоки и Тумча, тот, который обычно называется просто Тумча.

Группа в Контакте: //vk.com/tk_miigaik

Фотогалерея

Вокзал Ковдора

По дороге

Колючка

Вечер с дыней

День рождения Игоря

Грибы

Остальные фотографии на Я.Фотках

Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии
(МИИГАиК)
Турклуб
Водное отделение
Отчет
О водном туристическом путешествии
третьей категории сложности по маршруту:
г. Москва – ст. Кандалакша –
ст. Ковдор – р. Тунтсайоки –
р. Тумча – пос. Зареченск –
ст. Кандалакша -  г. Москва
Район проведения:     Кольский полуостров.
Сроки проведения:    2.08 – 18.08.2002.
Руководитель: Швец Сергей Владимирович.
Москва 2002 год.

1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Паспорт маршрута
Вид туризма:                   водный
Категория путешествия:         третья
Район путешествия:             Северная Карелия и Кольский полуостров.
Маршрут путешествия:  г. Москва – ст. Кандалакша – ст. Ковдор – р. Тунтсайоки –  р. Тумча – пос. Зареченск – ст. Кандалакша  г. Москва.
Время проведения Путешествия:       со 2 августа по 18 августа 2002 г.
Способ передвижения: сплав на 4-х местном катамаране и двух двухместных.
Суда: Катамаран «Аргут» производства фирмы «Тритон»; катамаран «Утка» самодельный по обводам «рапиры» В. Юрина, с облегченной рамой; катамаран «Пуфик» самодельный, происхождение не известно.
Уровень воды - средний.
Продолжительность активной части:   13 дней.
Протяженность маршрута: 122 км.


1.2 Список участников.               
                   
1    Швец Сергей Владимирович    26.12.75    3ВР (Охта), 3ВУ (Пшеха).    руководитель
2    Новикова Марина Сергеевна    01.01.79    3ВУ (Пшеха),2ВУ (Мста).    завхоз
3    Карпенко Татьяна Михайловна    29.06.83    3ВУ (Писта).    снаряженец
4    Пономарева Марина Николаевна    29.01.81    2ВУ (Мста).    казначей
5    Бертяев Игорь Александрович    06.08.78    2ВУ (Мста).    фотограф
6    Калинина Наталья Геннадьевна    26.10.82    3(5)ВУ (Лаба).    медик
7    Панкова Анастасия Геннадьевна    22.02.82    3(5) ВУ (Лаба).    медик
8    Феоктистов Андрей Николаевич    13.10.81    н/о Кожа, Чирка-Кемь, Ока Саянская.    реммастер
9    Люляев Михаил Юрьевич        28.10.76    3ВУ (Б. Зеленчук).    видео оператор

2. Общие сведения о районе путешествия.

Маршрут проходит на юге Кольского полуострова, на границе Мурманской области и республики Карелия.
Кольский полуостров, в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белыми морями. Площадь около 100 тыс. км. кв.  северный берег высокий, обрывистый, южный - низменный, пологий. В западной части расположены горные массивы: Хибины и Ловозерские тундры. Многочисленные порожистые реки, такие как Умба, Поной, Варзуга, Большая, Колвица, Тумча, Кутсайоки. Основные озера Имандра, Умбозеро, Ловозеро.  Климат Кольского полуострова относительно мягкий. На севере тундра, южнее лесотундра и таежные леса, главным образом из сосны и ели. Главный город и порт - Мурманск.
Республика Карелия субъект Российской Федерации. Образована 8 июля 1920 года.  Территория 172,4 тыс.кв.км.  Плотность населения 4,6 человека на 1 кв.км.
Карелия расположена на южной части Скандинавско-Балтийского материкового щита, в той части, которая постепенно снижается, образуя переход к котловинам великих Европейских озер – Ладожского и Онежского. Поверхность рельефа  характеризуется  неоднократным наступлением ледников, шедших с района Скандинавских гор и  принесших скальные обломки, которые изменили рельеф Карелии. Структура рельефа представляет систему глубоких борозд и морен, вытянутых с северо-запада на юго-восток. Долины перегорожены  остатками языков древнего ледника. Несмотря на небольшие высоты,  относительные уклоны и перепады высот достигают значительных величин. Некоторые районы Карелии носят почти горный характер. Сочетание поверхностных пород - моренных и коренных - определило характер долин и русел рек Карелии.
Своеобразна природа этого края.  Возвышенности и равнины. Нескончаемые гряды валунов. Гранитные скалы.  Необозримые пространства  лесов.  Крупнейшие озера страны и тысячи мелких озер. Бурные реки и водопады.
Карелия - край озер. Всего их около 40 тысяч. Территория, которую они занимают составляет 18% территории республики. Наиболее густая сеть озер на севере республики. Наиболее крупные озера Карелии - Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро.
Около 18% площади занимают болота.
Общее число рек и водотоков Карелии доходит до 11200, их общая длина - около 54,3 тыс.км. Однако крупных рек немного. Наиболее крупные реки: Выг, Кемь, Кереть - впадающие в Белое море, и Водла, Суна, Шуя - впадающие в Онежское озеро. Разница уровней рек в истоке и в устье часто составляет 200-300 метров. Средний уклон рек Охта, Кемь составляет 200-220 метров, что могло бы обусловить их спокойное течение. Но эти реки имеют другой характер. Там, где река прорезает морены, образуется порог со множеством камней в русле, а в местах обнажений коренных пород - пороги с мощными сливами. Между порогами - спокойные плесы с небыстрым течением и небольшими уклонами. Средний уклон составляет 5-7 м/км.  Таким образом, реки Карелии имеют ступенчатый характер.
Питание рек - смешанное. Примерно 50% годового стока приходится на весенний паводок. Летом основная доля питания рек приходится на сток многочисленных озер, болот, пополняемых в осенне-зимне-весенний период атмосферными осадками. Количество приносимой воды в реках снижается от мая к августу и снова увеличивается в сентябре. Бывают года, когда из-за обильных дождей все лето стоит высокая вода. Вода в реках довольно чистая, хорошо отстоявшаяся и отфильтрованная в многочисленных озерах и болотах, имеет малую жесткость.
Карелия - это северный район нашей страны. Но климат здесь сравнительно мягкий, сочетает черты континентального и морского: мягкая и прохладная зима, короткое прохладное лето, высокая относительная влажность воздуха, небольшая амплитуда температур.  Климат Карелии обусловлен близостью океанского теплого течения Гольфстрим, наличием большого количества озер и лесов.  Этот район стоит на пути атлантических циклонов, приносящих зимой оттепели, а летом дожди. Годовое количество осадков на юге района до 600 мм.вд.ст., а на севере до 400 мм.вд.ст. Основная масса осадков выпадает летом. Самые дождливые месяцы -  август,  сентябрь.
Средняя месячная температура февраля от -9 С до -13 С,  июля  от +14 С до +16 С. Максимальные летние температуры доходят до +30 С.
Летом преобладают ветра переменных направлений: южные и юго-западные ветры приносят погоду теплую, северные и северо-восточные - прохладную, дождливую погоду. В районе маршрута похода в июне, июле стоят белые ночи.
Растительность Карелии многообразием не отличается.  Более всей половины площади республики покрыты лесами. Леса в основном хвойные с преобладанием сосны. Лиственные леса (береза, ольха, осина) занимают незначительную часть территории. Из ягод распространены голубика, черника, брусника. Есть и грибы.
Животный мир Карелии богат и разнообразен. Водятся северный олень, бурый медведь, лось, рысь, куница, росомаха, барсук, выдра, волк, лисица, белка и др. По многим водоемам южной и средней Карелии расселилась ондатра. Из пресмыкающихся на юге Карелии (и в других районах тоже) распространены ужи и гадюки.  Много птиц, более 200 видов, большинство перелетные. Постоянно обитает  глухарь, тетерев, рябчик, куропатка и др. Разнообразны водоплавающие: гагара, чомга, утки, гуси, лебеди. На островах Белого моря гнездится гага. В реках и озерах Карелии повсеместно встречаются окунь, щука, судак, кумжа, форель, сиг, ряпушка и др.

3.    Организация путешествия.

3.1    Цели похода.

Основными целями проведения похода являлись:
1.    Повышение технического мастерства управления судном на бурной воде, пользования средствами страховки и получения своей дозы адреналина.
2.    Опробование нового снаряжения (катамаран, палатка и др.).
3.    Полное прохождение реки Тумча и катание на порогах.
4.    Проведение летнего отдыха (отпуска, каникул) подальше от Москвы на природе.


3.2    Планирование и подготовка.

Планирование путешествия водного отделения турклуба началось сразу после майского похода на Кавказ и апрельской тренировки на порогах Мсты.  Нарастание сложности препятствий по мере продвижения по маршруту, отработка прямой гребли на озерных участках и элементов слалома на шиверах, дали хорошую подготовку для прохождения именных порогов.
Подготовка состояла в подборе необходимого сплавного и страховочного снаряжения, составлении и закупке раскладки; изучении картматериалов и предыдущих отчетов, ну и собственно покупки билетов.

3.3    Обеспечение безопасности.

Безопасность водного путешествия зависит от следующих факторов:
- совместимость группы, коллективизм, опыт и подготовка каждого члена группы;
- дисциплина и сознательность членов группы;
- сложность маршрута, насыщенность препятствий;
- качество снаряжения и соответствие назначению.
Группа была скомплектована из туристов знавших  ранее друг друга, что обеспечило хорошую морально-психологическую подготовку на маршруте. Не было каких-либо стрессов, срывов.
Туристического опыта было достаточно для прохождения большинства препятствий. Участники путешествия проявили хорошую дисциплинированность, сознательность, достаточную физическую, техническую и моральную подготовку, что позволило завершить маршрут без каких-либо серьезных происшествий.
Сложность маршрута и насыщенность препятствий вполне соответствует маршруту третьей категории сложности.  Для страховки и проведения спасработ, в группе имелось четыре спасконца (типа "морковка").
Объем спасжилетов был не менее 16 литров.
Каски - хоккейные и специальные сплавные.
Все члены группы были обеспеченны гидрокостюмами мокрого типа (кроме Андрея, который его дома забыл). Средства сплава достаточно надежные (не разбирались в порогах). Оболочка катамарана «Аргут» - отличная, баллоны же подвели (см. Дневник). Оболочка катамарана «Утка» была изготовлена самостоятельно, баллоны заказывали в Фирме "Красное солнышко"; каркас дюралевый на болтах, посадка коленная. Катамаран «Пуфик» достаточно почтенного возраста, но после двух метров швов и одной заплаты, внимания к себе больше не требовал. Как показал пройденный маршрут, все меры безопасности, принятые группой, были достаточными для успешного прохождения маршрута.

 

4. Лоция реки ТУМЧА (2002).

За основу данной лоции взята лоция Афанасенкова 1995 года, откуда убраны перекаты не заметные для катамаранов, и несколько изменены рекомендации по прохождению.

 

NN

Название

КС

От начала, км.

Ориентир

Описание и прохождение

Примечания

1

Верхняя часть Тунтсайоки.

До 2.

 

 

Перекаты, порожки. Простой проход или несложные шиверы.

Перекатов и порогов так  много, что они не упоминаются отдельно.

2

Конец "каньона"

-

66.0

Хорошие стоянки на ЛБ

Перед песчаным обрывом на ЛБ есть неприметная стоянка на ПБ, у заросшей колеи.

Эта стоянка - последняя до Алакурти, а на ЛБ приезжают на пикники из города (дорога)

-

Мост, Алакурти

-

72.0

 

Плес

 

3

"Первенец"

4

72.5

Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ.

Три протоки. Центральная удобна для прохождения "мягких" судов - кривой трек справа налево по мелким плитам. Правая удобна для обноса главного слива, В обоих случаях далее мощная выходная шивера.

Осмотр с ПБ - правой и с острова - центральной протоки. Слева - непроход (водопады).

4

"Падун"

4

73.3

Сразу за левым поворотом

Островок. Слева две мощные бочки. Справа - несколько сливчиков. Проход байд - справа, катов - слева

Просмотр для катов - по ЛБ, для байд - по ПБ. На ПБ над порогом - погранзастава - нужно зайти отметиться

5

Перекат

2

74.0

По правой протоке

Валы

С ходу

6

"Двойной"

3

74.3

Сразу, на правом повороте

Валы, камни, косые бочки. С ходу

Желательно просмотреть заход с ПБ

7

"Каменистый"

3

75.3

На левом повороте, сразу за ним виден большой бетонный мост.

Камни, маневр, с ходу.

Желателен осмотр с ЛБ.

8

Порожек

1

75.6

Две протоки

Сливчик в обеих

Слева интереснее

 

9

"Водопадный-1"

3

76.6

Валы, шум.

Проход в центральный слив.

Перед порогом - стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.

10

"Водопадный-2"

3

76.7

Сразу

По струе, осмотр с ЛБ обязателен.

 

11

"Кривой"

4

85.0

Остров. Слева - входная шивера. Главный слив - за крутым левым поворотом

Чалка ЛБ. Проход в левый и правый сливы водопадного типа.

Стоянка на ЛБ сразу за сливом.

За час до порога - мост.

12

Перекат

1

90.0

-

-

-

13

Перекат

1

91.0

Ветвление

Слева мощнее

Шли справа.

14

"Юрьев день"

3

92.0

Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах

Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

Просмотр. За сливом на ЛБ - неплохая стоянка.

15

Шиверы

2

92.2

-

-

-

16

"Скалистый глаз"

3

93.5

Последняя шивера - справа от островка

Мощные валы, просмотр слева.

Можно с ходу.

17

"Надежда"

3

94.0

Остров.

Слева - мелкая шивера-канализация. Справа - бочка. Просмотр с острова.

После бочки и слияния проток - еще один небольшой слив около ПБ.

18

"Подкова"

1

95.0

-

Перекат

Хорошая стоянка в конце.

19

"Март"

3+

96.5

Остров, большие камни. С воды слив не виден.

Слив с косой бочкой. Просмотр слева.

 По центру, чтобы не промахнуться можно выставить сигнальщика, или первый катамаран.

20

Перекат

1

96.8

Остров, слева - мелко, справа - перекат

-

Вскоре после него - правый приток, при этом впереди на горизонте - сопка

21

"Кошмарики"

3

101.0

Каменный остров

Слева - шивера, справа - два сливчика. Просмотреть заход у обеих проток.

Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах

22

Перекат

1

102.4

Ветвление

Везде справа

 

23

Слив с плит. Есть не во всякую воду (!)

1

103.9

Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы (после слива).

С ходу

Перед поворотом - хорошо заметная стоянка на ПБ

24

"Красивый"

5

104.0

Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ за 30 метров до порога). См. также ориентиры П23.

Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево.

Просмотр по ПБ.

Возможен обнос по ПБ.

25

"Вечерний"

3

108.0

Остров, камни.

Заход справа с уходом к центру. Валы.

Просмотр с воды.

26

"Узкий"

2

108.7

Бочка.

С ходу.

 

27

"Яма"

5

109.0

Сужение реки.

Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ.

Удобен для катания.

За порогом на ЛБ - хорошая стоянка.

28

"Котел"

4

109.8

Виден от "Ямы" на горизонте.

Слив, пена, просмотр и проход слева.

Прямо в котел, чуть левее. Через 10мин - приток Кутсайоки справа.

29

"Ночной"

3

113.0

-

С ходу у ПБ

 

30

"Карниз"

5

113.3

Каменный остров ближе к ЛБ.

Слева - слив с плит водопадного типа. Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы.

Катамараны - проход везде. Необходима страховка бочки в правой протоке.. Слева над порогом хорошая стоянка.

31

"Каньонный"

2

119.0

Высокие скальные стены

Валы. Можно с ходу

С ходу.

32

"Змея"

3

119.5

Сразу за левым поворотом

Струя петляет, валы. С ходу.

До левого прижима - держаться правее, после - левее.

33

"Шляпа"

4

122.0

За левым поворотом.

Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень - сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.

Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье - на любителя. Пустой поселок лесорубов. Помойка страшная. Пристань катеров.



5. Дневник похода.

Второго числа мы поехали. Наконец позади упаковка продуктов, перебазирование снаряжения, беганье по магазинам, укладка рюкзаков со словами «опять не лезет» и другие предотъездные хлопоты и мы в поезде.  Позади остаются дела на работе, на полигоне и практике и поезд мчит нас к станциям и полустанкам к пирожкам с черникой, вяленой рыбой и карельским видам. С трудом разместившись вдевятером на боковых местах у туалета и заняв соседние полки, начинаем отдыхать. Наше счастье продолжалось не долго, в Твери купе около туалета было занято женщиной с детьми и котом, а нам пришлось переселиться на единственную боковую нижнюю полку.

3 августа 2002.
Дорогу коротаем разгадыванием кроссвордов, играми преферанс и «контакт». По очереди читаем различные лоции, коих набралось штуки три. В Петрозаводске находим сюрприз оставленный в левом колесе паровоза предыдущей группой ходившей на Писту. Там обнаруживаем надувную корову, которая становится нашим талисманом на весь поход.

4 августа 2002 года.
Проснулись, как и положено, в три часа, собрались уже выходить, но обнаружили, что поезд опаздывает на час. В течение следующего времени сидели на рюкзаках и, разбудив проводника, пили чай. Приехали в Кандалакшу в 5,20 утра. Почти сразу нас догнал следующий поезд. Разместились на вокзале, где уже спали две или три группы. С билетами проблем не было, по 28 рублей с носа. Кассирша, правда, поинтересовалась нашим приглашением, коего естественно не было, но мы сказали что есть. Здесь же потребовался первый список группы, который забрали дежурные милиционеры. Поезд на Ковдор отходит в 8,20 утра и состоит из двух плацкартных вагонов и одного грузового. В Ёнском потребовался второй список, который сличили с паспортами.

Прибытие в Ковдор прошло более чем успешно, оранжевый "уазик" стоял около двери вагона (ф1). Водитель дядя Коля (сам представился), запросил по 200 рублей, за это он отвез нас в комендатуру, помог оформить разрешение и отвез в магазин с блеснами. Магазин произвел очень хорошее впечатление. Там было практически все необходимое снаряжение, исключая катамараны и весла. Несколько шкафов с блеснами, леской и катушками, множество удочек, палатки, спальники, коптильни и даже неопреновые перчатки. Закупившись всем необходимым, мы поехали. Дорога представляет собой сначала объездную вокруг терриконов, а потом карельский проселок. Часа через полтора мы выехали к контрольно-следовательной полосе (на местном жаргоне «колючке»)(ф4) и, проехав вдоль нее, оказались на шестой заставе. Здесь снова понадобился список группы и паспорта. Начальник заставы объяснил, что не надо ходить по КСП, через мост, и дотрагиваться до проволоки. Разрешил ходить «в тыл», однако «в тылу» оказалось достаточно мокрое болото. Площадка для сборов достаточно большая и особенных проблем с дровами нет. В самом начале на дереве оборудована площадка для наблюдений, с телефонной розеткой. Поставили лагерь и начали  потихоньку собирать суда (ф5-6). Ближе к двенадцати подошел наряд, поздоровался и спросил, все ли в порядке. Через полчаса подошел один из наряда и в течение часа рассказывал о тяжелом житье на заставе. Рассказы были достаточно грустными про зиму восемь месяцев в году, обход границы в 50 километров в одну сторону за 6 часов, летом пешком, а зимой на лыжах и т.д. На ужин в качестве десерта была подана дыня с Тянь-Шаня, положенная в качестве сюрприза Денисом Солодухой, ходившем там по горам. Вообще весь поход мы постоянно ели разные экзотические фрукты за Полярным кругом. Спать легли около трех ночи.

5 августа 2002 года.
Утро наступило около 12 часов дня. Позавтракали и продолжили сборы. Поскольку «турклуб МИИГАиКа отличается тупизной», пока мы собирались, успело подъехать еще две группы, на «Урале» и на известном оранжевом уазике. При этом фразы дяди Коли совершенно не отличались от вчерашних, сказанных при разгрузке машины.
Совершенно не желая оставаться здесь на следующую ночевку, мы форсировали сборы и в 16.40 благополучно отплыли. Почитав лоцию, выяснили, что стоянок близко не предвидится. Поэтому старались особенно не тормозить и прошли в этот день 17 километров. Встали на ночевку в 22.00.

6 августа 2002 года.
Сегодня день рождения Гарика. По этому поводу девушки с утра украсили стоянку воздушными шарами и туалетной бумагой, развешенными на деревьях (ф7). Несколько дольше обычного сидели и пили чай, но идти все равно надо, чем и занимались с 13.40 до 21.00. на обед устроили сухой перекус на плесе, около впадения притока Ахмаоя. Там же поймали первую рыбу (форель), сделав счет 5:1 (5 блесен рыбы съели). Все пороги и перекаты, отмеченные на карте для катамаранов ни интереса, ни опасности не представляют, разве что шкуру можно попортить. Встали на стоянку на правом берегу, в редколесье (т.е. там высота деревьев всего метров 5-7),  место плоское, дрова есть. За 700 метров до стоянки на берегу видели пограничников с удочками, на удалении от берега в 200 метров проходит хорошая дорога, но машины там не ездили и стоянка с дороги не видна. За день прошли 23 километра. Сразу по прибытии набрали тучу грибов (ф8), и полтора суток грибов не было разве только в чае. Приготовили праздничный ужин, сначала из обычных продуктов, а потом в ход пошли арбуз, торт и шампанское с вином. Праздник прошел на славу, если не считать грибов, которые варились, жарились и мариновались до самого утра.

7 августа 2002 года, дневка.
Сегодня никуда не пошли, а занимались доводкой снаряжения, в частности катамаранов, которые травили, как нам казалось по всем швам. Катамарану под названием «Пуфик» травить полагалось из-за возраста, однако это нас не устраивало и Миша все-таки нашел дыру, которую успешно заклеили. «Аргуту» шел второй поход, (за один год) и травить практически новому катамарану не полагалось. Хочу сразу навести критику на продукцию фирмы «Тритон»: штуцера баллонов расслаивались вдоль, без малейших поводов с нашей стороны; баллоны надувных сидений травили по швам в местах приклейки днища к конусу, под кембриком и заклейке поддавались с трудом. Пряжки на упорах начали ломаться еще во время проверки снаряжения на пруду в Аникеевке. Пробки от шампанского, закрывающие штуцера, без примотки скотчем вылетают на спокойной воде, достаточно наступить на баллон. Исправление всех этих неисправностей заняло у нас большую часть дня.
Ближе к вечеру, когда присутствие в лагере всех стало не нужно, группа из 6 человек отправилась на экскурсию, на гору Каливала, на вершине которой был обнаружен геодезический знак (ф9) и дерево в виде гнезда (ф10). Оставшиеся три человека закоптили две рыбины и нажарили кучу оладий.

8 августа 2002 года.
Ничем особенно примечательным этот день не отметился (ф11-12). Встали около 9 часов и в 11 вышли, обед устроили в каньоне напротив урочища Валатунтури. На ночевку встали не доходя до песчаного откоса, на правом берегу. Основные места стоянок были заняты, поэтому встали не совсем удобно, в начале заброшенной дороги, однако дров было много. Место мелкое, день был жаркий, поэтому многие полезли купаться. Однако вода была холодна, купались в полном снаряжении. Вечером сходили к соседней группе, попили чайку и наслушались разных историй. Три человека из соседей ушло в Алакуртти за пивом, вернулись они часов в 5 без оного (до города километров 9-10). За переход прошли около 27 километров, в основном за счет увеличения скорости течения.

9 августа 2002 года.
Сегодня нам предстояли первые пороги. Более тщательно, чем обычно упаковали и привязали вещи, проверили средства страховки и полопатили. Перегон до бывшего железнодорожного моста представляет собой сплошной плес, на котором то и дело приходится соскакивать с ката и волочить его за собой. Зачалились после моста и пошли смотреть порог Первенец, помня по лоциям о любопытстве местного населения к оставленным вещам, оставили сторожей. При первом впечатлении порог выглядит довольно впечатляюще. Смотрели мы только правую протоку. Основной слив около 1,5 метров, за ним косая бочка и множество мелких бочек на выходе. Смотрели с полчаса и досмотрелись до того, что решили обносить вещи. Перечалились за 200 метров до порога и разгрузились, перенесли вещи на площадку над сливом, выставили страховку и съемку. И тут случилось то, что сильно поколебало наше мнение о сложности данного порога. Катамаран-двойка, явно сделанный из рекламы «Явы Золотой», на деревянной раме, с баллонами на корме закрытыми веревкой и посадкой верхом, спокойно слился, и практически не накренившись, ушел далее вниз. Нам стало грустно за бесцельно потраченное время по отвязыванию вещей и их переноске. Но что сделано, то сделано. Мы сели на «Аргут» и пошли. Основное  это развернуть вовремя кат от берега, что и было сделано, далее началась шивера которую, задев несколько камней, мы прошли и встали за деревянным мостом (ф13-15). «Утка» прошла не менее успешно, а вот «Пуфик» вовремя не довернул (ф16), налетел на берег и развернулся через правый борт на 180о (ф16-18). Далее все прошло более гладко, и вся команда собралась за мостом на перекус и магазин.
Любопытство местного молодого поколения к туристам и их вещам не поддается никакому описанию. Трое представителей сидели в 15 метрах от нас и, попивая пиво (лет 13-14), сосредоточенно следили за всеми нашими действиями, не говоря ни слова. Видя такой расклад, мы сложили рюкзаки пирамидой, прислонили туда же весла, и три сторожа расселись по разным сторонам от вещей. Я пошел на погранзаставу, Наташа, Таня, Андрей, Миша и Настя в магазин, две Марины и Гарик были сторожами. Идти на заставу следует по верху берега в направлении пятиэтажных домов, за ними перейти через трубу и, доложив на проходной, за чем пришли, ждать начальника караула. Эта личность появилась минут через 15, вежливо поздоровалась и произнесла пространную речь, о том, как важно отмечаться на заставе. Потом, попросив сообщать обо всех подозрительных личностях с ружьями, и забрав очередной список, пожелала счастливого пути. Вернувшись, устроили перекус колбасой, грибами и бананами. К порогу Падун подошли около 18 часов, осмотрели его с левого берега, выставили страховку на вторую бочку и чуть ниже. Вещей не разгружали, и прошли без происшествий, после бочек уйдя под правый берег (ф19-27). Время было уже позднее 19.30, и мы быстро погребли далее. Мелкие пороги  они действительно очень мелкие в эту воду, прошли нормально, в Каменистом словили тройку камней и проплыв под мостом (на карте не обозначен), ушли в право, к песчаному откосу. Пара островов и мы без просмотра (и по недосмотру) влетели в порог Водопадный. Вставать хотели  здесь, но, к сожалению, все стоянки были заняты. Пошли дальше, пытаясь найти место, где переночевать, или дойти до Кривого. До Кривого не дошли, сильно устали и встали на правом берегу, около небольшой заводи в 23.00. Устали все порядочно, к тому же Марина маленькая довольно сильно замерзла, однако за дровами сходили быстро, сготовили ужин и закоптили рыбу, пойманную еще утром.

10 августа 2002 года.
Несмотря на поздний отбой, встали достаточно рано, опасаясь, что и на Кривом займут все места. Вышли около 11 утра и в 12 пошли просматривать Кривой. Наметили стоянку на пляжу после слива, выставили страховку и пошли. «Аргут» пошел по правому сливу (ф28), собрав на выходе большое количество камней, «Утка» и «Пуфик» спрыгнули с карниза (ф29-30). Разгрузившись, начали кататься; прошли несколько раз на разных катах, сломав при наезде на камень, продолину у «Утки». Пришлось вставлять в остатки рамы палку. Потом пообедали, и, усевшись на берегу, смотрели как проходят порог другие группы, в том числе и байдарки. Вечером опять наелись грибов и напекли оладий (ф31).

11 августа 2002 года.
Дневку решили сделать на Красивом, потому встали в 9 и вышли в 11. Долго лопатили по плесам (ф32), перемежая их несложными порожками, проходимыми без просмотра. При прохождении порога Подкова совершенно случайно поймали форель. Вокруг многочисленных островов шли по правым протокам, это позволяло хоть немного покататься на валах. За порогом Кошмарики устроили перекус. Подойдя к Красивому выяснили, что все стоянки заняты большим числом народу, а над порогом сидят каякеры и смотрят на нас. Просмотрев порог с правого берега, остались совершенно разочарованными…, небольшой слив, маленькая бочка, все очень просто. Наше заблуждение рассеялось несколько позже. Уверовав в то, что порог простой Михаил с Мариной сказали, что они идут первыми, нарушив традицию прохождения. Остальные, выставив страховку и съемку, приготовились к обычному прохождению. Зайдя как положено и желая попасть в бочку, дабы получить побольше впечатлений, Михаил попал в нее весьма точно и встав на левый баллон проехал метров пять вися на левом и махая веслом в воздухе, после чего катамаран решил не заканчивать переворот и опустился на ровный киль (ф34). На берегу случился легкий шок, а каякеры пришли в легкое волнение. После двухминутного обмена впечатлениями Наташа и Настя пошли на старт мимо каякеров, стараясь делать вид, что так и было задумано. Страховка была усилена катамараном. «Утка» зашла правее и гораздо менее накренилась (ф35), «Аргут» попал в бочку, но танк есть танк (ф36). Осмотрев места после порога и не найдя ничего стоящего, мы рванули к «Яме». Пройдя Вечерний и Узкий мы подошли к Яме, и зачалились на правый берег. На пороге стояло большое количество народа, в том числе детская группа на огромных катах «Рафт-мастер». Одна группа просматривала порог, явно намереваясь его идти, что они и сделали на груженых катамаранах. Посмотрев на это дело, мы решили вставать перед порогом слева, в небольшой бухточке. Стоянка так себе, но достаточно чистая, чего нельзя сказать об окрестностях других стоянок (туалет). Натаскали дров, сварили ужин и один раз за весь поход сильно расслабились, тем более что на следующий день была дневка. Обсудив все возможные проблемы и наслушавшись рассказов Гарика о современном пятиборье, часа в три улеглись спать. Говорят, что кто-то сидел до пяти, и приходили соседи, но это не подтвержденные данные.

12 августа 2002 года. Дневка.
Проснулись в 11, не спеша поели и пошли смотреть на порог. Здесь уже был один кат наших соседей и по плесу за порогом плавали дети. Те из нас кто вчера ушел раньше спать, стали одеваться, глядя на них, оделись и остальные. Поставили на небольших мысах две страховки, с учетом того, чтобы уносило в улово. Одну морковку поставили на бочку и кат сразу за ней. Далее начались покатушки (ф37-42). Общее число килей около 8, однако, их никто не считал. Пару раз уносило до озера, но в основном выплывали в первое улово. Когда надоело купаться, начали проходить нормально с обходом бочки слева; при такой траектории порог вообще не представлял опасности. Тут случилась одна неприятность. При очередном киле Марина Новикова начала выплывать в улово, таща за собой кат. В какой-то момент она протянула весло Марине маленькой и та уже почти за него схватилась, как вдруг на нее сверху упал мужик, один из зрителей, следивший за прохождениями. Что он хотел до конца не ясно, по его утверждениям спасти кого-то, но получилось как всегда. Когда Марина выбралась, а вернее ее вынесли на берег, обнаружилось, что наступить на ногу она не может. Мы перенесли ее в лагерь, сняли аккуратно гидру, и врачи занялись ногой. По общим наблюдениям нога не была сломана, но на лицо был сильный ушиб, возможно, с трещиной. К ноге приложили грелку с холодной водой и стали готовить обед. Естественно на реку уже никто не пошел. С этого момента и практически до конца похода Марина могла ходить только на одной ноге, нога прошла через три недели после возвращения в Москву. После обеда мы продолжили катание, на этот раз на «Аргуте»; прошли раза три, а потом заломало обносить, все-таки тяжелая вещь. Поужинав, решили сходить посмотреть на Котел. Посмотрели на него, наметили линию движения и осмотрели стоянку после порога, поговорили состоявшей там группой и посмотрели на деревянное творчество. В результате до двух ночи вырезали на досках надписи «МИИГАиК * РГМУ» и «www.miigaik.com».

13 августа 2002 года.
Сегодня встали поздно, и вышли около 13 часов. Яму прошли гружеными (ф43), без происшествий, просмотрели еще раз Котел и прошли походным порядком, с выставлением двух морковок и съемки (ф44-47). Отличилась Марина, зацепившись веслом за камень и вылетев из упоров. Миша при этом умудрился не кильнуться. Выловили сразу же (ф48-49). Забрались на стоянку над порогом, открыли очередной сюрприз* и прибили наши доски (ф50). Пока отдыхали, время подошло 16 часам, поэтому собрались и пошли вниз к порогу Карниз. Зачалились сразу после порога Ночной и пошли смотреть стоянку по правому берегу, которую нашли достаточно быстро. Посмотрели и на порог, особого впечатления правая протока не произвела, левую, более мощную просмотрели когда плавали за кладом. Клад был оставлен группой под руководством Фронтова, ходившей на Кутсайоки. Поиски заключались в ориентировании по приметам и открывании в соответствующих местах записок с инструкциями. Поиски увенчались успехом и клад в составе банки кофе, банки тушенки, баллона с репеллентом и пакетика шампуня был найден. На сосне, на берегу была найдена старая гитара Люляева, оставленная той же группой. На этом трудовой день можно было считать завершенным. Вечером закоптили очередную рыбу и нажарили оладий. Придя в хорошее настроение все распелись и пожалели, что не взяли гитары (ф51).

14 августа 2002 года. Дневка.
Весь день катались на пороге (ф57) вместе с компаниями каякеров и байдарочников. Сначала прошли по порядку, со страховкой (ф52-56), потом открыли по инструкции сюрприз (ф58-59) и начали кататься по правой протоке. Первый же проход закончился килем. Миша и Андрей на «Пуфике», спрыгнули с карниза и одновременно зацепились за бочку. Они явно не рассчитали своих сил и просто перевернули кат коленями через нос. Андрей выплыл сразу и попался на морковку каякеров, Мишу затащило в бочку, где он, залез на кат и попытался выйти оттуда сам. Сил у него не хватило, и он принял морковку, любезно брошенную одним из каякеров (ф60-62). После этого случая мы пересмотрели постановку морковок и поставили еще одну на самую бочку. Больше конфузов не случилось, только на дальнюю морковку попался сосед с левого берега (ф63-64). После обеда стал накрапывать мелкий дождик, но мы не отложили прохождение левой протоки на завтра. Прошли ее по разу и немного покатались на двойках (ф65-68). Погода, однако, не располагала, поэтому, взяв с сосны гитару, мы поехали в лагерь. Вечером пели под гитару и сожгли громадное количество дров.

15 августа 2002 года.
Утро выдалось весьма хмурым, ночью шел дождь, и сейчас стояла морось. Сложив мокрые палатки мы пошли вниз. Гружеными прошли Карниз по правой протоке слева (ф69-70) и не торопясь полопатили к Шляпе. Виды были весьма красивы, наверное, в солнечный день они смотрелись бы хуже (ф71). Порог Каньонный сложности не представляет (ф72-73), а на Змее пришлось поработать веслами на слаломе. Таким образом, незаметно подошли к Шляпе. Внизу под парами стояло два катера, один уже почти полный, другой собирался идти завтра. Просмотрев порог, аккуратно прошли его (ф74-80) и встали на месте лесоучастка, как наименее грязном. Сразу после порога место представляет собой сплошную помойку из железных частей чего угодно. Погода стоит пасмурная и временами начинает идти дождь. Приняв во внимание такой расклад, решили воспользоваться услугами транспорта и уехать в Зареченск на катере. Разобрали каты и попробовали их просушить, естественно из этого ничего не вышло. На катере продавалось пиво, чем мы не замедлили воспользоваться и договорились с катером на 14 часов на завтра.

16 августа 2002 года.
С утра был тот же дождь и ветрено. Упаковались и погрузились по графику, катер подошел прямо к стоянке. Марину маленькую пришлось поднимать на борт верхом (ф81). Катер медленно прошел по фарватеру реки Тумча и только выйдя на водохранилище, прибавил ходу. На озере дал себя почувствовать ветер, соседняя группа укрылась в кубрике, а мы остались на улице (ф82), изредка залезая погреться в рубку. Через 3,5 часа хода катер подошел к пристани, на которой уже стояло пять машин с частниками, которые за 800 рублей с машины обещали отвезти в Кандалакшу. Сначала это показалось много, но потом, проехав 40 километров по грунтовке и 40 по асфальту, я решил, что за такие деньги я бы не поехал, ведь обратно - порожняком. Скооперировавшись с двумя мужиками, мы сняли три машины и 19 были в Кандалакше. Сдали вещи в камеру хранения, и пошли ужинать в столовую при депо. Идти туда от вокзала мимо паровоза, в узаконенную дырку в заборе, через небольшой двор, пройти в дырку между домом и забором и перед вами откроется столовая, только надо постучать. Там перед нами была свадьба, поэтому все стены были увешаны разными плакатами по теме (ф83). Откушав, мы пошли искать море, до которого дошли не все. Вечером стало холодно, и мы вернулись на вокзал. Зал ожидания представлял собой весьма живописное зрелище из нагромождения рюкзаков и туристов на них, которые спали, ели, пили и в промежутках играли на гитарах. Поезд наш (ф85) опоздал на час и мы, заранее взяв рюкзаки, долго прыгали по платформе, пытаясь согреться. Остальной путь и приезд в Москву прошел без приключений.


6. Выводы, рекомендации.

Река Тумча - достаточно интересная, как с точки зрения отдыха, так и с точки зрения спортивного сплава. Однако река показалось некоторым членам группы несколько слабоватой, для их уровня подготовки. Множество интересных порогов и красивых видов по всему маршруты. Но любителям полной тишины и не населенки идти на Тумчу вряд ли стоит. На реке множество групп, самых различных типов, от молодежи на коммерческом сплаве, до людей достаточно пожилого возраста. Бывает, что на порогах, особенно на Яме и Карнизе, образуются очереди из желающих покататься или просто пройти. В день нашего катания на Яме на берегах стояло, и периодически каталось около 50 человек. Выброска на катере организована хорошо, но стоять на Шляпе просто негде - жуткая помойка. Рыбалка на реке у нас не получилась, рыбу мы только пробовали.  Говорят, на водохранилище водится щука.


Приложения

Список личного снаряжения.

Наименование

Кол-во

Вес(кг)

1

Каска

1

0,8

2

Спасжилет

1

0,6

3

Гидрокостюм

1

0,9

4

Защитный костюм сверху гидры

1

0,8

5

Перчатки

2

0,1

6

Мокрая обувь

1

1,0

7

Шерстяной костюм

1

0,8

8

Рабочий костюм

1

1,0

9

Шапка шерстяная

1

0,4

10

Индивидуальный пакет

1 ком

1,5

11

Индивидуальные лекарства

1 ком

0,4

12

Часы

1

0,1

13

КЛМН

1

0,6

14

Рюкзак, коврик, спальник

1 ком

2,6

15

Документы, деньги

1 ком

0,1



Список группового снаряжения.

Наименование

Кол-во

1

Шкура от ката

3

2

Баллоны от ката

3

3

Рама

3

4

Упоры (на «Утку»)

3

5

Такелаж

1 ком

6

Карабины

5

8

Морковки

4

9

Весла катамаранные

12

10

Палатки

4

11

Тент

1

12

Каны

3

13

Аптека

1

14

Компас

2

15

Карта

1 ком

16

Видео и фото аппаратура

1 ком

17

Раскладка

1 ком

18

Полиэтилен расходный

1 ком

 

Состав аптечки

Наименование

Кол-во

1

Амидопирин

2 упак

2

Аспирин

2 упак

3

Анальгин

1 упак

4

Спирт

3 л.

5

Марганцовка

1 флак

6

Вата

2 пач

7

Бинт

5 пач

8

Лейкопластырь

3 мот

9

Градусник

1 шт

10

Бинт эластичный

2 шт

11

ИПП

4 шт

12

Упсарин

1 флак

13

Цитрамон

1 упак

14

Йод

1 флак

15

Аммиак

10 ампул

16

Натрия гидрокарбонат

1 кор

17

Уголь активированный

1 упак

18

Валидол

1 упак

19

Капли валерианы

1 флак

20

Сульфадимизин

1 упак

21

Мазь для рук

1 флак

22

Энтеросептол

1 упак

23

Бисептол

1 упак

24

Фестал

1 упак

25

Помада гигиеническая

2 шт

 

Раскладка

Продукт

Вес

Продукт

Вес

Продукт

Вес

 

Завтрак

 

Завтрак

 

Завтрак

 

1

Макароны

90

Пшено

80

Рис

80

2

Масло

15

Молоко

25

Молоко

25

3

Сыр

50

Масло

15

Масло

15

4

Сухари

20

Сыр

40

Сыр

40

5

Сахар

30

Сухари

20

Сухари

20

6

Печенье

50

Сахар

30

Сахар

30

7

 

 

Баранки

50

Печенье

50

8

Конфеты

40

Конфеты

40

Конфеты

40

Завтрак

 

295

 

300

 

300

 

Обед

 

Обед

 

Обед

 

9

Суп борщ

50

Суп горх

50

Суп харчо

50

10

Колбаса

40

Сало

40

Мясо

40

11

Сухари

20

Сухари

20

Сухари

20

12

Сахар

20

Сахар

20

Сахар

20

13

Сл.полено

40

Халва

40

Щербет

40

14

Чеснок

5

Чеснок

5

Чеснок

5

Обед

 

175

 

175

 

175

 

Ужин

 

Ужин

 

Ужин

 

15

Гречка

100

Макароны

110

Карт.пюре

90

16

Тушенка

50

Тушенка

50

Тушенка

50

17

Сухари

30

Сухари

20

Сухари

20

18

Кетчуп

10

Кетчуп

10

Кетчуп

10

19

Сахар

40

Сахар

40

Сахар

40

20

Вафли

40

Пряники

40

Сухари

40

21

Чай на день

5

Чай на день

5

Чай на день

5

 

Соль

5

 

5

 

5

Ужин

 

275

 

275

 

255

Всего

 

745

 

750

 

730

 

Состав ремнабора

Наименование

Количество

1

Клей резиновый

0,5 л

2

Подготовка для приклейки

0,5 л

3

Бензин

0,5 л

4

Теза

1 кв.м

5

Чернуха

1 кв.м

6

Шкурка

0,3 кв.м

7

Ножницы

1 шт

8

Нитки

1 кат

9

Стропа

20 м

10

Изолента

6 рул

11

Проволока медная

2 м

12

Пассатижи

1

13

Отвертки

1 ком

14

Крепеж (винты, гайки)

1 ком

 

 Расходы.

Билеты:

Москва-Кандалакша: 480*9=4320.

Кандалакша-Ковдор: 27*9=243.

Кандалакша-Москва: 513*9=4617.

Белье ¾ 30*9=270.

Машина до заставы: 200*9=1800.

Катер: 200*9=1800.

Машины до Кандалакши: 900+900+400=2200.

Раскладка: 507*9=4563.

Пленка, видео: 100*9+200=1100.

Аптечка: 350.

Веревки и фурнитура: 815.

Накладные расходы: 771.

Всего на человека  2 539.

      на группу  22 849 руб.

 

 Вес снаряжения. 

 

Групповое снаряжение - 17/153 кг.

Личное снаряжение - 12/108 кг.

Раскладка - 11,25/101,25 кг.

Всего - 40,25/362,25 кг.

 

Список литературы.

1.       Отчеты МГЦТК.

2.       Отчеты библиотеки Машкова \http://lib.ru\.

3.       Устные рассказы друзей.

4.       Отчеты Интернета.

© vodnik21

Конструктор сайтов - uCoz