Поход на байдарках по озерам около Волчьих Тундр, в районе Мончегорска. Дневник.

Группа в Контакте: //vk.com/tk_miigaik

Саша

Остальные фотографии на Я.Фотках

Отчет о водном походе,
совершенном группой самодеятельных туристов по озерам Кольского полуострова
в 1997 году.

Состав группы:
Люляев М.
Аршава О.
Швец С.
Птушкин А.
Сухова А.
Пименов И.

Весной 1997 года возникла у нас мысль о походе. Мысль обдумывалась достаточно долго и примерно в середине июля приобрела конкретные формы. Первоначально объектом похода намечалась Карелия но, учитывая походы наших предшественников, мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, не думать по поводу пропусков в погранзону и пойти на Кольский полуостров в район Мончегорска. Выбор маршрута и его прохождение производилось по карте масштаба 1:200 000 по принципу наименьшего количества людей и наибольшего дикой природы. Лист карты R-36-XXXIII,XXXIV. Издание AQUA Ltd., «Мурманская область», лист 5.
Пора объяснить кто такие «мы» — это Ольга Аршава, Михаил Люляев, Швец Сергей — первая байдарка и студенты Московского Государственного Университета Геодезии и Картографии; Иван Пименов, брокер, выпускник того же института, он же Мел или Мелковский, Анна Сухова — банковский служащий и сестра Ольги, Александр — предприниматель и фактический муж Ани  —— вторая байдарка.
 Через неделю после обсуждения маршрута мы отправились покупать билеты на Ленинградский вокзал.  Такое простое дело как покупка билетов заняла у нас около полутора часов сплошного веселья для нас и окружающего народа.  Билеты мы покупали по карте. Решив, что пассажирский поезд должен останавливаться на всех станциях, мы последовательно называли станции по берегу озера Большая Имандра, а нам также последовательно отвечали, что прямого сообщения между ними нет. Через полтора часа мы дошли до Оленегорска и купили билеты на Мурманский поезд номер 112 скорый, который отходил в 1 час 20 минут, в субботу 26 июля.
Закончив дела на практике и закупив продукты, экипаж первой байдарки собрался 25 июля вечером у меня дома. Взвесили рюкзаки. Мой рюкзак с продуктами тянул на 55 кг., Ольгин с вещами и палаткой 25, байдарка  с сапогами — 55 и рюкзак с аппаратурой 7 килограмм.  Михаил нес байдарку, аппаратуру перекидывали по рукам. Примерный список оборудования приводится в конце.  Тащиться на вокзал на метро представлялось не целесообразным, и была предпринята доставка на машине.  Сложив вещи у памятника Ленину я отогнал машину на стоянку домой и вернулся на вокзал на метро.  Около двенадцати подошли наши друзья, мы покурили и потихоньку пошли к поезду. Вагон у нас был плацкартным, а места боковыми, так что мы были вынуждены занять верхние полки соседних купе.  Рюкзаки положили поперек на две полки сразу, так они занимают минимальное количество места, но необходимо подумать об этом заранее и сделать их жесткими. Большинство населения в вагоне составляли туристы различных мастей: байдарочники, катамаранщики и просто пешие. Несмотря на такое обилие путешествующих, до Оленегорска доехали мы одни и при этом составляли половину вагона.

27.07.97
Вчера целый день играли в карты и пробовали местное пиво. Примерно в семь часов вечера был Петрозаводск. Где и сошло большинство пассажиров с байдарками.  Засиделись до двух часов ночи из-за света, который в положенное время не пожелал гаснуть. К слову он этого не желал делать и в течение всего остального времени похода. Погода сегодня стоит пасмурная, но воды в реках мало, так что это может создать определенные трудности.  К Оленегорску подъехали около 11 часов утра (фото 1), еле скинули вещи и пошли выяснять, как добраться до Мончегорска. Выяснение кончилось достаточно быстро и через 15 минут мы уже катили на рейсовом автобусе на юг.
Дорога заняла около 40 минут.  Попытка остановиться у моста через Монче-реку успеха не имела из-за поста ГАИ, заколоченного и ржавого, но внушавшего местным водителям суеверный ужас. Водитель остановился только в километре от поста и при разгрузке из машины не выходил, и кажется даже не выключал передачи.
Сбросившись у местной дороги и пройдя обратно метров 500 мы нашли более-менее подходящее место для сборки. Там же запалили костерок и устроили перекус.  Место для сборки представляло собой выжженный участок тундры со многими болотцами камнями.  Нашей байдарке в тот год минуло 20 лет, поэтому при сборке сразу началась ее починка.
Со всеми делами, вместе с погрузкой, справились только к 16 часам. Сели в байдарки и на радостях разогнались и проскочили вход в реку Ярва.  Вход в реку находится сразу за островком, первым со стороны Мончегорска, его надо обходить слева и на востоке будет вход в реку.  Мы подошли к реке уже обогнув несколько островов, на одном из которых стоит геодезическая пирамида.  Первый порожек прошли на веслах, правда, пришлось ими изрядно помахать.  Сразу за порожком небольшой плес и на правом по ходу берегу тропа.  Высадившись на этом берегу и разведав местность, мы пришли к решению проводить байды под правым берегом на веревках.  Тут и произошло наше первое свидание с гнусом, который на протяжении всего остального похода имел название «гадов».  Лодки проводились по два человека с помощью одной веревки и весла (фото 2). Здесь и далее нашу байдарку проводили Саша и Миша, а вторую более новую, я с Мелом. Технология состоит в уходе одного человека вверх по течению с веревкой, и потом к постепенному подтягиванию лодки, а второй человек удерживает байду на струе веслом или руками и обводит камни. При проводке второму человеку приходится сложней из-за большого количества камней и сильного напора воды. Прыжки по камням могут закончится полным падением, да и не всегда возможны.  Совершенно необходимы болотные сапоги и желательно с надставками.  По высоте обуви может показаться, что идеально подходит нижняя часть от костюма химической защиты, но этот костюм рассчитан на одноразовое применение и легко рвется о камни (собственный горький опыт).
Примерно на середине реки находится плес на 300 метров спокойной воды.  Михаил шедший с Сашей впереди, первый раз забросил спиннинг и словил первый камень.  Минут 15 мы пытались освободить блесну и в результате оборвали лесу. Примерно часов в десять вечера добрались мы до озерца перед озером Пагель.
Проход в озеро Пагель представляет собой два порожка, первый из которых проходится на веслах, а второй необходимо протаскивать из-за сильного напора воды.  Успешно преодолев этот порог (залив мне бахил) и пройдя по озеру Пагель с километр, встали на левом по ходу берегу около половины двенадцатого ночи.  Моросил мелкий дождь.  Спать улеглись около часа, а часа в три мимо нас прошел человек с таким видом, словно он вышел до ближайшей палатки за сигаретами.

28.07.97
Покамест проспались после первых трудов, минуло уже полдня.  Вышли около двух часов и направились к протоке на озеро Красная Ламбина (фото 3).  Протока на веслах не проходима, поэтому делали проводку по левому берегу, а после плеса по правому.  Проводка затрудняется большим количеством кустов и большой (для сапог) глубиной сразу под берегом.  Закончили проводку и вышли в озеро Красная Ламбина в половине четвертого.
По левому берегу проходит граница Лапландского заповедника и стоит кордон (см. карту).  Слышали звук моторки, но на прямую видимость она не выходила.  Предполагали остановиться на правом берегу, напротив уреза воды 146 но, решив не связываться с предполагаемыми лесниками предприняли с ходу волок на безымянное озеро по тропе на север.  Тропа идет от избы кордона заповедника и выйти на нее можно приняв на северо-запад от таблички, в северном углу озера. Александр сходил на разведку, мы собрали рюкзаки и пошли.  Шли без перерыва около 2,5 километров, примерно минут сорок.  Тропа хорошо выражена, а по обрывкам ткани, обломкам лыж и т.д. можно понять. Что зимой 1997 года здесь проводились соревнования.  Выйдя на озеро полчаса отдыхали, прежде чем мужской половине пойти за байдарками, а женской части соорудить ужин.  Мы с Михаилом байдарку переносили не разобранную, на плече, причем плечо надо подставлять так, чтобы попасть в дырку между стрингером и кильсоном, около самого носа или кормы соответственно.  Ребята свою байду разобрали и переносили в рюкзаках.  Устав после первой ходки, мы не посмотрели и установили лагерь рядом с болотом, что и не замедлило сказаться наличием неимоверно большого количества гнуса.  Обидевшись на него и воспользовавшись тем, что на карте озеро не имело названия, ему было присвоено имя «Озеро Злого Комара».  Закончили все дела уже в два ночи и улеглись спать.  Ночью несколько раз принимался дождь, но вставать и проверять лагерь сил не было.

29.07.1997.
Проснулись часов в десять.  Погода стоит пасмурная, пытается идти дождь.  До завтрака Миша ушел вдоль юго-западного берега озера в сторону Верхнего Волчьего озера искать тропу для волока.  Мы с Ольгой взяли лодку и пошли на север к предполагаемой протоке.  Само озеро Злого Комара достаточно мелкое, поэтому обязательно смотреть в воду на камни, кроме того, в самом узком месте озера под водой проходит гряда камней и надо быть осторожным, чтобы не сесть.  Камни гладкие и большие, то есть дна как такового нет, и вылезать не рекомендуется.  Протока, к сожалению, оказалась небольшим ручейком между камней и поход по ней совершенно невозможен.  Высадившись справа от протоки, мы обнаружили прицеп к снегоходу с печкой, запасом дров, пакетом макарон и банкой тушенки.  Смотрели мы справа, а надо было смотреть слева от протоки.  Именно там проходит тропа на Верхнее Волчье озеро.  Закончив осмотр и благополучно не найдя тропу, мы вернулись в лагерь, где застали безрезультатно ходившего и совершенно мокрого Мишу, а также котелок с кашей.
Покидав вещи в байды, мы быстро переплыли озеро и проведя воздушную разведку рванули с рюкзаками через болото.  Через 30 минут мы были уже на берегу следующего озера.  Отдохнув пошли обратно и обнаружили тропу, так что с байдами носильщики устраивали гонки.  Во время первой ходки через болото кончился мой костюм химзащиты и далее до конца похода я был самым мокрым членом группы.  Стоянок на нашем берегу не оказалось, к тому же с болота налетела огромная туча комаров и мы предприняли переход через озеро к мысу на северо-западе, на котором и встали.  Переход через озеро видимо относится к тем вещам которые лучше не делать, в случае резкого порыва ветра нам пришлось бы туго.  К счастью во время перехода стоял полный штиль.  Озеро достаточно широкое и махали мы веслами около полутора часов.  Вода абсолютно прозрачная, камни на дне видно на большой глубине даже в пасмурную погоду (весло не доставало).
Стоянку мы устроили на полуострове, который нас привлек открытостью всем ветрам и наличием единственной сухой сосны, которой мы пользовались в течении двух суток.  Сам полуостров медленно поднимается от озера к коренному берегу, и перед перешейком обрывается трехметровым каменным обрывом.  По прибытии спилили сосну, разожгли костерок, поставили палатки, натянули тент и начали отдыхать.  Мел изъявил желание купаться, даже надел плавки и подошел к воде, но потом понял, что погорячился и ограничился коротким умыванием.  Миша с Сашей после основных дел начали кидать удочки, но с берега ничего не поймали.  Удача улыбнулась только Сане когда он отплыл от стоянки, и состояла из двух хариусов.  Мы с Мишей тоже отошли от берега, но ничего не поймали.  Ближе к вечеру (часа два) из рыбы было сделано блюдо под названием «хе», нажарена куча оладьей, и разведена фляжка спирта.  Сидели, курили, орали песни и пили кто чай, а кто и кофейный ликер крепостью градусов в сорок.  Под конец Саша унес Аню в палатку, поскольку у костра она просыпаться не хотела.

30.07.1997
Сегодня дневка, проснулись после вчерашнего очень поздно, не менее лениво встали, поели и разбрелись кто куда.  Саша уехал на байдарке за рыбой, Миша и Оля бродят где-то в лесу по скалам, Мел ходит по полуострову с удочкой или спит, я же сижу и пытаюсь заклеить бахил, но получается явно плохо.  Закончил приводить в порядок дневник, сравнил с Ольгиным (фото 4), ходил фотографировал.  Весь день идет дождь с ветром, так что без тента пропали бы.

31.07.1997.
С утра было пасмурно, но к двенадцати часам начало понемногу разветриваться и часам к тем мы имели совершенно голубое небо.  В тот час когда начало разветриваться мы снялись со стоянки на Верхнем Волчьем озере и пошли на север по направлению к протоке на Нижнее Волчье.  Верхнее озеро достаточно глубокое, но напротив мыса, около уреза воды 164 на карте, дно поднимается и необходимо быть внимательным.  Протока представляет из себя шиверу, поэтому лодки проводили вручную Михаил и Саша (фото 5). На тропе, был замечен медвежий след, не особенно старый, примерно ночной.  Тропа идет по левому берегу, местность болотистая и справа в протоку впадает ручей с горы.  Ручей глубокий и необходимо переправляться на лодке, но мы нашли бревно и перешли по нему, балансируя веслами.  Последние 200 метров оказались не проходимыми и пришлось обносить по левому берегу.
Ламбина перед входом в Нижнее Волчье озеро мелкая и идти надо под левым берегом, дно песчаное.  Острова каменные и на них живет чаячья семья.  Примерно от островов можно разглядеть на вершине 474 геодезическую пирамиду, не высокую, металлическую.  Место для стоянки было выбрано на мысу, около огромного валуна, высотой около двух метров.  Это место понравилось не только нам (фото 6).  Под валуном мы нашли ржавые железные банки, а около него в углублении, кострище и некоторое подобие сидений.  Лес хороший, дров и гнуса хватает.
Гора Юкспор находится на юго-западе и по карте расстояние около семи километров, но на местности этот путь несомненно длиннее.  На склонах горы в некоторых местах лежит снег.  Температура заметно понизилась и наш брелок-градусник показывает только четыре градуса, поэтому ложась спать натянули на себя все, что было, а к девяти утра не знали что можно еще с себя снять.  Это при том, что наша палатка представляет собой шатер с четырьмя сетчатыми окнами в всю стену.

01,08,98
Первого августа день выдался ясным с несколькими облаками, не заслуживающими упоминания.  По случаю дневки и хорошей погоды мы собрались полазать по горам и дойти до ближайшего снежника.
Пошли вчетвером: Миша, Ольга, Иван и Я.  Подъем начался с прохода по лесу и перехода через речку, обозначенную на карте, но совершенно не заметную на местности.  Часть леса заболочена, но проход возможен несколько правее озерка.  Прыгая по камням в лесу надо быть максимально осторожным и стараться не попадать в трещины между камнями, отличающиеся большой глубиной и наличием воды.  Камни покрыты мхом, который при небольшом усилии срывается с места и не дает опоры ноге.
По мере подъема деревья становились все более мелкими, пока не перешли в стелющиеся формы, а вскоре исчезли совсем.  Через сорок минут мы достигли границы леса, которая находится на высоте 240 метров, и далее до вершины землю покрывали трава и мох, а сама вершина представляла из себя одни камни.  Еще через 20 минут мы поднялись на плато на высоте 400 метров, которое с запада ограничивается склоном горы Юкспор, а с востока, по направлению к нашему лагерю, обрывом высотой метров в 40.  На этом плато Иван нашел оленьи рога которые уехали потом в Москву.
Отдохнув на плато, мы направились к ближайшему снежнику на высоте 410 метров, но отстоящему от края плато на полкилометра, где и устроили игру в снежки.  Снег здесь красноватого оттенка, но этот цвет проявляется только когда снег трогают руками или в следах.  Вероятно, это связано с присутствием какого-либо минерала (фото 7).
Наигравшись в снежки, мы решили подкрепиться и устроить военный совет как быть далее.  Сразу предупреждаю о практически полной несъедобности итальянских килек в томате — чешуи в них явно больше, чем мяса.  Поскольку до снежника мы дошли явно быстрее расчетного, то встал вопрос о дальнейшем подъеме и может быть покорении вершины.  Ваня заявил, что человек он старый и больной и на вершину он не пойдет, поэтому он отправился вниз с рогами готовить обед.  Мы втроем полезли вверх.
Отвергнув возможность штурмовать вершину в лоб, было решено подняться на водораздел и уже по нему подняться наверх.  Не торопясь и отдыхая каждые 15 минут, через два часа мы подошли к самой вершине.  Тут выяснилось что за палку мы видели с поверхности озера.  Эта «палка» представляла собой лопасть вертолета Ми-8 полутораметровой ширины.  Сам вертолет был разбросан по всей вершине и превратился в искореженные обломки, по которым невозможно было определить составные части (фото 8).  Пятью минутами позже мы поднялись на вершину.
С вершины открывался вид на окрестности в радиусе 20 километров, отлично просматриваются Ольчьи озера, Куцколь озеро, Кашкозеро, Мончеозеро, Верхнее Волчье озеро.  Все это было видно в легкой голубой дымке.  Погода стояла прекрасная. Но на вершине задувал ветерок, поэтому мы достаточно скоро натянули куртки.
Обнаружение на вершине вертолета не закончило неожиданные события на вершине.  При подъеме мы несколько раз видели птиц, явно напоминавших съедобные.  На самом верху, буквально из-под ног вылетела еще одна.  Михаил, явно рассчитывая пополнить меню дичью, с камешком в руке, в самом боевом виде  без рубашки и в пятнистых штанах, попрыгал за ней за скалу.  Перепрыгнув через очередной большой камень, он неожиданно оказался в двух метрах перед тройкой туристов, подошедших к вершине с юга.  Появление Михаила их не смутило, так как они достаточно спокойно приветствовали его и завели беседу по теме «откуда вы здесь взялись».  Туристы имели вид явно северных людей  узкоглазые, с длинными черными волосами, в выцветших штормовках и с альпенштоками в руках.  Оказалось, что они идут примерно тем же путем, что и мы, только пешком и они видели нас, когда мы шли по озеру.  Узнав, что мы из Москвы они протянули глубокомысленное «а-а-а».
Посидев на вершине с полчаса, попускав ракеты и доев банку килек мы начали спускаться.  Спуск занял примерно часа три и прибытие состоялось в девять часов вечера.  В лагере спал Иван, параллельно варивший суп и пивший спирт, к одиннадцати подгребли Саша с Аней и рыбой (фото 9).  Температура опустилась в полночь до 12 градусов (фото 10).

2.08.97.

Второго августа погода стояла жаркая, солнце светило вовсю уже с восьми часов и хорошо поспать не удалось.  При загрузке байдарки обнаружилась течь в виде трещины, длиной около четырех сантиметров.  Пришлось разгружаться и зашивать, а потом заклеивать.  Трещина образовалась из-за нагрева байдарки, которая весь день пролежала на солнце.  Это следует обязательно учитывать и убирать лодки в тень.  Залатывание дырки заняло около часа.
Путь через озера Крежины достаточно простой и только в одном месте пришлось обноситься как обычно в следствии малой воды.  К этому порогу мы приурочили обед, купание и очередную заклейку нашей байдарки.  Заклейка, обед и волок заняли некоторое время, поэтому в озеро Лумболка мы вошли в половине девятого вечера (фото 11).
Озеро Лумболка сильно отличается от Волчьих озер, берега болотистые, кроме одного на месте бывшего лесосклада, где мы и встали проходив кругами около часа.  Лесосклад представляет собой большую поляну, хорошо перекопанную и захламленную не вывезенным лесом.  С одной стороны это минус, но зато проблем с дровами не возникает, кроме того первое впечатление обычно обманчиво.  Основную опасность представляют только подходы к складу из-за большого количества затопленного леса и скрепленных цепями бревен для направления леса.
За поисками стоянки провели время до двенадцати часов ночи, поэтому чай пили до двух.  В половине третьего Саша решил закинуть удочку на сон грядущий, который сам собой отложился на три часа после первого окуня.  После того как окунь был запечатлен на фото и видео пленку, Миша  со словами «Пойду помогу Сане», направился к озеру и с первого заброса вытащил трехкилограммовую щуку.  Следующие сорок минут Саша, Миша и Ваня забрасывали удочки, Я ходил по берегу и нанизывал окуней на прутик, а Ольга чистила.  Под конец Саша вытащил еще одну щуку и на этом клев закончился.  В результате наш улов составил 18 окуней и две щуки, этого нам хватило на час чистки и вес следующий день еды (фото 12).  По случаю улова была объявлена дневка и весь следующий день третьего августа мы гуляли вокруг стоянки, купались и ели рыбу.  При хождении вокруг обнаружили старую бытовку, недалеко в лесу следы медведя.  В течении всего дня погода стояла пасмурная и ветреная, пытался пойти дождь.

4.08.97.

Погода с утра такая же пасмурная как и вчера, стоянка закончилась и мы пошли вниз по озеру в направлении Кашкозера.  Как и все остальные пороги Лумболка-порог достаточно мелкий и захламлен бревнами и другими железными частями сплава леса.  Мы рискнули проходить по два человека в лодке, еще два страховали с берега.  Первая, наша, байдарка прошла хорошо, но Ваня с Аней сели на камень, результатом чего было отверстие в пять сантиметров и последующая заклейка.
После вынужденного отдыха Кашкозеро мы прошли без остановки, не прекращая махать веслами.  Монче-порог завален бревнами, по бокам направляющие для сплава леса (фото 13).  Проход возможен на каркасно-надувных байдарках и каяках при наличии определенного опыта.  Мы же не имея ни того ни другого решили обноситься по дороге на левом по ходу берегу.  Слева и справа от дороги достаточно много морошки.  В конце волока удобного места для сбора нет.
Озеро Сухая Ламбина полностью оправдывает свое название и его глубина на превышает одного метра, кроме того надо обращать внимание на топляк с гвоздями.  За всеми сборами, волоками и заклейками время медленно подошло к двенадцати ночи и мы устроились на ночлег на месте лесосклада с достаточным количеством дров.  Из-за повышенного количества комаров встали у самой воды и пришлось сооружать ветрозащитную стенку для костра, которая рухнула после укладки критического бревна.  Основная масса улеглась часа в два, Мишу и Мела же пробило жарить блины.

5.08.97.

Погода стоит ясная и мы долго решаем оставаться на дневку или идти дальше на Монче-озеро, но в этот момент ветер стих и вопрос был решен по количеству гнуса.  Порожек в Монче-озеро прошли не вылезая из байдарок и примерно через три километра на левом берегу увидели скалу из белого камня высотой метров шесть, редкостную по красоте.  На ней решили устроить перекус, но уходить не захотелось и мы остались на дневку.  До Мончегорска оставалось около 10 километров и это расстояние мы намереваемся пройти с утра седьмого августа (фото 14).

7.08.97.

В половине седьмого утра поднялись дежурные, что было для всех ужасно рано, так как обычно раньше 11 мы не просыпались.  Кое-как позавтракав и собравшись мы свалились в лодки и начали махать веслами.  Шли особенно не торопясь, по дороге играя в слова, но достаточно быстро.  К девяти часам пришли к Мончегорску и расположились вблизи шоссе на пляже, до двенадцати часов собирались и сушились, а в полдень вышли на шоссе, где и простояли два часа, пытаясь поймать машину.  От большого ума встали около поста ГАИ и все два часа махали руками и прочими частями тела, при этом несмотря на наши рюкзаки, нас принимали за переодетых инспекторов и снижали скорость до 40 километров, а потом крутили пальцем у виска и показывали на ржавый, заколоченный пост.  Видимо они придерживались мнения, что мы подставные лица и как только они остановятся из поста выскочат страшные гаишники и соберут со всех денег.  Промучившись мы прошли за мост, примерно с километр, и с первого взмаха остановили экспресс на Мурманск.  Как только сели в кресла, мгновенно уснули и проспали все сорок минут до Оленегорска, куда и прибыли в 15 часов.  В  15.04 ушел поезд на Москву, а мы остались на следующие девять часов на вокзале.  Местный буфет сделал на нас бизнес по части пива, питаться же лучше в столовой локомотивных бригад, что находится в 150 метрах от вокзала слева.  В ноль мы погрузились на поезд и на этом наш поход закончился.(фото 15,16).

P.S. Почитав и научившись составлять отчеты о походах, думал переделать этот, но потом решил оставить все как было в 1997 году.