Ходили во второй раз на Тумчу, поскольку не собралось опытного народа на что-то посерьёзней.

Группа в Контакте: //vk.com/tk_miigaik

Видео с похода

//video.yandex.ru/users/vodnik21/view/6/

Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии

(МИИГАиК)

 Турклуб

 Водное отделение

 Отчет

 О водном туристическом путешествии

третьей категории сложности по маршруту:

 г. Москва – ст. Кандалакша – ст. Ена –

 р. Ватсиманйоки – р. Тунтсайоки – р. Тумча –

 пос. Зареченск – ст. Кандалакша –

 г. Москва

 Район проведения:     Кольский полуостров.

Сроки проведения:    23.07 – 07.08.2005.

Руководитель: Швец Сергей Владимирович.

Москва 2005 год.

 1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Паспорт маршрута

Маршрутная книжка № ¼-330.

Вид туризма:                   водный

Категория путешествия:         третья

Район путешествия:             Кольский полуостров.

Маршрут путешествия:  г. Москва – ст. Кандалакша –

ст. Ена – р. Ватсиманйоки - р. Тунтсайоки –  р. Тумча – пос. Зареченск – ст. Кандалакша ¾ г. Москва.

Время проведения

путешествия:                с 23 июля по 7 августа 2005 г.

Способ передвижения: сплав на 4-х местном катамаране и четырех двухместных.

Суда: Катамаран «Аргут» производства фирмы «Тритон»; катамаран «Утка» самодельный по обводам «рапиры» В. Юрина, с облегченной рамой; катамаран производства «Красного Солнышка», объемом 1400; такой же, но своего производства; «Гоша-2», производства «Рафтмастер».

Уровень воды  средний.

Продолжительность активной части:   13 дней.

Протяженность маршрута: 122,4 км.

1.2 Список участников.

Ф.И.О.

Год рождения

Место работы

Туристический опыт

Обязанности в группе

1

Швец Сергей Владимирович

1975 г.

МИИГАиК, преподаватель

4Р Ока; 3Р Тумча, Охта, Прут; 3У Б.Зеленчук-Аксаут, Пшеха.

Руководитель, видео.

2

Бобкова Наталья Викторовна

1983 г.

Аэрокосмос, оператор

3У Б.Зеленчук-Аксаут, Охта, Прут.

Завхоз

3

Денисова Анастасия Александровна

1985 г.

МИИГАиК, студентка

2У Мста

Пом.завхоза

4

Калинина Ирина Александровна

1981 г.

Служащая

2У Мста

Ст. медик.

5

Коваль Елена Васильевна

1979 г.

Домохозяйка

2(3)У Уксунйоки

Акын

6

Михалкин Александр Николаевич

1985 г.

РАП, студент

ПВД Мста-Полометь

Реммастер

7

Пономарева Марина Николаевна

1981 г.

Московский Земельный Комитет

4У Ока; 3У Тумча; 2У Мста.

Казначей

8

Простова Ксения Анатольевна

1986 г.

МИИГАиК, студентка

 3У Прут.

Летописец, фото.

9

Титов Дмитрий Михайлович

1978 г.

Служащий

3У Б.Зеленчук-Аксаут

Загребной

10

Тришкина Светлана Сергеевна

1986 г.

МИИГАиК, студентка

ПВД Мста-Полометь

Мл.Медик, фото.

11

Турбин Николай Владимирович

1978 г.

ЗАО "Ист-Вест"

2(3)У Уксунйоки.

Спец. по дровам.

12

Феоктистов Андрей Николаевич

1981 г.

Консультант+, нач.отдела

4У Ока; 3У Тумча, Прут.

Штурман

13

Шелаев Денис Владимирович

1987 г.

МИИГАиК, студент

ПВД Мста-Полометь

Юнга

  1. 3.             Организация путешествия.

 3.1       Цели похода.

 Основными целями проведения похода являлись:

  1. Повышение технического мастерства управления судном на бурной воде, пользования средствами страховки и получения своей дозы адреналина.
  2. Опробование нового снаряжения (катамаран, палатка и др.).
  3. Обучение новых членов команды.
  4. Проведение летнего отдыха (отпуска, каникул) подальше от Москвы на природе.

 

 3.2                 Планирование и подготовка.

 Планирование путешествия водного отделения турклуба началось сразу после майского похода в Карпаты и апрельской тренировки на порогах Мсты, первый вариант был Забайкалье, не хватило отпусков.  Нарастание сложности препятствий по мере продвижения по маршруту, отработка прямой гребли на озерных участках и элементов слалома на шиверах, дали хорошую подготовку для прохождения именных порогов.

Подготовка состояла в подборе необходимого сплавного и страховочного снаряжения, составлении и закупке раскладки; изучении картматериалов и предыдущих отчетов, ну и собственно покупки билетов.

 3.3                 Обеспечение безопасности.

 Безопасность водного путешествия зависит от следующих факторов:

- совместимость группы, коллективизм, опыт и подготовка каждого члена группы;

- дисциплина и сознательность членов группы;

- сложность маршрута, насыщенность препятствий;

- качество снаряжения и соответствие назначению.

Группа была скомплектована из туристов знавших  ранее друг друга, что обеспечило хорошую морально-психологическую подготовку на маршруте. Не было каких-либо стрессов, срывов.

Туристического опыта было достаточно для прохождения большинства препятствий. Участники путешествия проявили хорошую дисциплинированность, сознательность, достаточную физическую, техническую и моральную подготовку, что позволило завершить маршрут без каких-либо серьезных происшествий.

Сложность маршрута и насыщенность препятствий вполне соответствует маршруту третьей категории сложности.  Для страховки и проведения спасработ, в группе имелось шесть спасконцов (типа "морковка").

Объем спасжилетов был не менее 16 литров.

Каски - специальные сплавные.

Все члены группы были обеспеченны гидрокостюмами мокрого типа. Средства сплава достаточно надежные и их конструкция проверена в предыдущих походах. Как показал пройденный маршрут, все меры безопасности, принятые группой, были достаточными для успешного прохождения маршрута.

4. Лоция реки ТУМЧА (2005).

Коэффициент извилистости 3%.

NN

Название

КС

От начала, км.

Ориентир

Описание и прохождение

Примечания

1

Стапель – Ватсиманйоки — устье

До 2.

25

 

Иногда перекаты. Верхняя часть заболоченная, река сильно петляет, камни начинают встречаться после урочища Термусвара, там же река выпрямляется.

 

2

Устье Ватсиманйоки — стоянка перед Аллакурти

-

63,3

 

Хорошие стоянки на ЛБ

Перед песчаным обрывом на ЛБ есть неприметная стоянка на ПБ, у заросшей колеи.

Эта стоянка - последняя до Алакурти, а на ЛБ приезжают на пикники из города (дорога)

-

Мост, Алакурти

-

73,3

 

Плес

 Очень мелко, надо все время маневрировать.

3

"Первенец"

4

73,6

Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ. Тут место стапеля, если идти от Алакуртти. Лесопосадка, местные, пешком и с колясками – своего рода парк. Следить за вещами!

Три протоки. Обычно все катамараны ходят по правой, она же удобна для обноса главного слива, Во всех случаях далее мощная выходная шивера.

Осмотр с ПБ - правой и с острова - центральной протоки. Слева - непроход (водопады). Страховка ниже главного слива спасконцом.

4

"Падун"

4

74,2

Сразу за левым поворотом.  На ПБ над порогом - погранзастава – если кому надо.

Островок. Слева две мощные бочки. Справа - несколько сливчиков. Проход катов  слева

Просмотр для катов - по ЛБ, для байд - по ПБ. Страховка после бочек ЛБ обязательна – при средней воде 4-ку держит.

5

Перекат

2

 

По правой протоке

Валы

С ходу

6

"Двойной"

3

74,6

Сразу, на правом повороте

На заходе камень на струе. Валы, камни, косые бочки. С ходу

Желательно просмотреть заход с ПБ. Каты с ходу.

7

"Каменистый"

3

76,0

На левом повороте, сразу за ним виден большой бетонный мост.

Камни, маневр, с ходу.

Желателен осмотр с ЛБ. Каты с ходу.

8

Порожек

1

 

Две протоки за мостом.

Сливчик в обеих.  Слева интереснее

 

9

"Водопадный-1"

3

77,2

Правый поворот, валы, шум.  После слива прямо улов, налево Водопадный-2.

Проход в центральный слив. Можно посмотреть, 4-ки с ходу.

Стоянка перед поворотом на высоком берегу. Воруют. На пороге катались.

10

"Водопадный-2"

3

 

Сразу

По струе, осмотр с ЛБ.

Каты с ходу. 

11

"Кривой"

4

86,0

Остров. Слева - входная шивера. Главный слив - за крутым левым поворотом.  За час до порога разрушеный мост

Чалка ЛБ, просмотр. Проход в левый и правый сливы водопадного типа. Левый — узкий, нужен сигнальщик.

Стоянка на ЛБ сразу за сливом, и после выходной шиверы.

13

Перекаты

1

 

Ветвление

Слева мощнее

Шли справа.

14

"Юрьев день"

3

93,2

Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах

Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

Просмотр. Мы шли с ходу и катались. За сливом на ЛБ - неплохая стоянка.

15

Шиверы

2

 

-

-

-

16

"Скалистый глаз"

3

94,7

Последняя шивера - справа от островка

Мощные валы, просмотр слева.

Можно с ходу.

17

"Надежда"

3

95,3

Остров. Очень мелко и много камней.

Слева - мелкая шивера-канализация. Справа - бочка. Просмотр с острова.

После бочки и слияния проток - еще один небольшой слив около ПБ.

18

"Подкова"

1

96,3

-

Перекат

Хорошая стоянка в конце.

19

"Март"

3+

97,8

Остров, большие камни. С воды слив не виден. Бочка, разворачивает в лево, может прикусить.

Слив с косой бочкой. Просмотр слева По центру, чтобы не промахнуться можно выставить сигнальщика, или первый катамаран.

Проходили по центру в бочку, потом снимали и страховали с воды. В бочку можно зайти снизу..

21

"Кошмарики"

3

 

Каменный остров

Слева - шивера, справа - два сливчика. С ходу.

Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах

23

Слив с плит.

1

105.4

Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы (после слива).

С ходу

Перед поворотом - хорошо заметная стоянка на ПБ

24

"Красивый"

5

105,6

Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ за 30 метров до порога). См. также ориентиры П23.

Сужение реки, мощный слив с косой бочкой слева, справа две бочки поменьше. Заход правее с уходом налево, камни на заходе.

Просмотр по ПБ.  Возможен обнос по ПБ. Страховка первого морковкой, остальных с воды и морковкой. После - стоянка на ЛБ.

25

"Вечерний"

3

109,9

Остров, камни.

Заход справа с уходом к центру. Валы.

Просмотр с воды.

26

"Узкий"

2

110,6

Бочка.

С ходу.

 

27

"Яма"

5

110,9

Сужение реки.

Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ.

Удобен для катания. Перед и за порогом на ЛБ - хорошие стоянки.

28

"Котел"

4

111,7

Виден от "Ямы" на горизонте. После порога стоянки на левом и правом берегах.

Слив, пена, просмотр и проход слева. Можно прямо в котел, а можно под ЛБ.

Страховка первого морковкой, остальных морковкой и с воды. Через 10мин - приток Кутсайоки справа.

29

"Ночной"

3

115,4

-

С ходу у ПБ

 

30

"Карниз"

5

115,7

Каменный остров ближе к ЛБ. Перед порогом небольшая стоянка справа. Слева над порогом большая стоянка.

Слева - слив с плит водопадного типа. Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы.

Катамараны - проход везде. Необходима страховка бочки в правой протоке.  За порогом стоянки. Груженые каты застревают в бочке правой протоки, слева (левую протоку не пробовали).

31

"Каньонный"

2

121,3

Высокие скальные стены

Валы.

С ходу.

32

"Змея"

3

121,8

Сразу за левым поворотом

Струя петляет, валы. С ходу.

Слалом.

33

"Шляпа"

4

122,4

За левым поворотом, после небольшого плеса после Змеи.

Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень - сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.

Просмотр по ЛБ. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье - на любителя. Пустой поселок лесорубов. Помойка страшная. Пристань катеров.

34

Йовское вдхр. — Зареченск.

 

168,2

После Шляпы.

Очень большой плес. Рекомендуется катер.

 

5. Дневник похода.

 

23 июля 2005.

Поезд отходил в 0.39 с Ленинградского вокзала. Про поезд рассказывать нечего, все как обычно.

Далее текст идет от составителя-руководителя таким шрифтом, и от медика – Тришкиной Светы – другим шрифтом.                                               24 июля 2005.

05:39 поезд прибыл на станцию Кандалакша Мурманской области.  Первоначально рассматривался стандартный вариант маршрута — через Ковдор, далее к заставе и вниз, поэтому были куплены билеты до конечной станции, и отдан первый список группы подошедшим представителям власти.  Вагон поезда оказался на удивление чистым и даже работал кондиционер (или вентиляция?).  Однако на станции Ена, при проверке документов выяснилось, что изменился пограничный режим и туристов в Ковдор не пропускают — нас ссадили с поезда пообещав достать машину и отвезти на реку Ватсиманйоки за 250 рублей с человека.  По словам водителя – это льготная цена (а так — 300) за причиненные неудобства.  Под неудобствами понимались две машины, каждая из которых могла взять за раз 7 человек, причем одна это УАЗ-буханка с прицепом везла до реки, а вторая – городской фургон Ford, могла только до половины дороги.  Оставшиеся сидели рядом с путями и коротали время, благо за путями был магазин.  Руководитель параллельной группы (та самая группа), из-за сильных переживаний, пытался повеситься на фонарном столбе с помощью веревки и жумара.  Особую популярность приобрели соревнования по перекидыванию пластиковой бутылки через товарный вагон.  На перевалочном пункте можно было пускать кораблики в луже.  На берег реки последних туристов высадили около 23:20, притом, что первый заход уехал со станции после 10:00.  Добравшиеся до реки сразу начинали собирать катамараны, в этот вечер собрали Аргут и Рафтмастер.   Неожиданно поняли, что находимся за полярным кругом и сейчас там полярный день;) в 01:20 попытались представить, что наступила ночь и легли спать.

25.07.2005   день второй

Спали так себе, всю ночь та самая группа собирала свой катамаран.  По всей вероятности раму они собирали на гвоздях, а гвозди были гнутые и ржавые — всю ночь они что-то ковали, ругались, клеили, собирали, надували, клеили, ходили проверять к реке, опять клеили, ругались.  К утру можно было посмотреть на плоды их трудов — огромная шестерка с рамой из 15-20 сантиметровых бревен, чтобы он держался на воде надо было постоянно подкачивать.  Товарищи! Проверяйте суда перед походом!  Мы закончили собирать  остальные катамараны и отправились в плавание в 17:00.   Через 300 метров после спуска на воду первое препятствие: старый поваленный и полуразрушенный мост пришлось обнести по верху.  Дальше встречались только поваленные стволы.  По дороге встретили ту самую группу, все их каски висели на раме, у самой воды, привязанные веревочкой.  Мы пытались обратить на это их внимание, что первый  камешек и каски ловить надо будет, но они не среагировали.  Забегая вперед можно отметить, что Шляпу они шли без касок.  Река сильно петляет и по виду больше всего напоминает Киржач в верховьях — ширина 8-15 метров, березы и болотистые берега.  Камни появляются после урочища Термусвара, за ни мы  и встали на ночевку в 23:00. Надо сказать, что карты на Ватсиманйоки у нас тогда не было, и эта стоянка не обозначена, описание тоже примерное.

26.07.2005   день третий

11:00 - подъем.  Подъем несколько поздний, но мы на отдыхе, да и световой день позволяет.  Погода стоит пасмурная и не жаркая, градусов 17-20 (по ощущениям).

14:00 - отправление. В 16:30 вошли в Тунтсайоки - сильный дождь: пристали к берегу и сварили обед. 18:00 - отправление. Прошли несколько перекатов, камни, мелко.

22:00 - пристали к берегу на ночь. Приличные стоянки заняты.

00:50 - отбой. Остановились на 4 км южнее горы Каливара.

27.07.2005   день четвертый

10:00 - подъём. Сразу после завтрака пошел дождь. Из-за этого вышли только в 14:00.  Дождь кончился, и в качестве развлечения на плесе перевернули «Рафтмастер» и некоторые вымыли головы.  Обед в 16:30,  вышли с обеда в 17:00.  Прошли несколько шиверок и порогов-перекатов.  На ночь остановились на последней стоянке перед городом Алакуртти.  Погода ясная и холодная.

28.07.2005   день пятый

Встали как обычно. К обеду дошли до города Алакуртти. Дождь как из ведра, скользя и падая просмотрели Перевенец.  Пока смотрели дождь кончился, выставили страховку и пошли в таком порядке: «Левиафан» - Швец и Феоктистов; «Бабр» - Титов и Простова;  «Утка» - Бобкова и Денисова;  «Рафтмастер» - Коваль и Турбин; «Аргут» - Пономарева, Калинина, Тришкина, Михалкин, Шелаев, Титов.  За мостом встали на обед.  Часть группы сходила в г. Алакуртти и докупила там не достающие продукты. Никакой мобильной связи в г. Алакуртти нет.  После обеда тем же порядком прошли Падун, остальные пороги маленькие и на них не снимали, а шли с ходу.  Лена с Колей порвались на Двойном, но дошли до стоянки своим ходом.  На ночь встали на "водопадном". Вечером был праздничный ужин.

29.07.2005   день шестой

Утром обнаружилось, что ночью кто-то приходил и украл часть наших вещей: 9кг еды, 5 блоков сигарет, деньги (3 т.р.), мобильник, две пары шлепанец 45-го размера, кроссовки 39-го, мужское белье и носки, терморубашку, нож, кружку и большой гермомешок:, Погода испортилась: пошел очень сильный дождь, сопровождаясь еще более сильным ветром. Это не помешало некоторым товарищам пойти кататься и проходить самосплавом порог Водопадный.  Пришлось устроить незапланированную дневку, а части группы сходили пешком в город и купили украденную еду. На ночь выставили дежурных (по два человека на два часа), но никто так и не появился.  А Титов все дежурство просидел в засаде – окопе, надеясь напасть на воров сзади.

30.07.2005   день седьмой

Дождь прекратился, но ветер усилился.  До порога Кривой дошло достаточно быстро – ветер,  как это ни странно, дул в спину.  На пороге стояла группа, а еще две проходило его, поэтому за порогом перекусили и пошли дальше до порога Юрьев День. Там и встали на ночевку, идет морось, но не сильная.  На карте в этом месте был обозначен нивелирный знак. Мы его искали, но так и не смогли найти: очевидно, он был вбит в камень, а все камни там поросли мхом.

31.07.2005   день восьмой

Подъем - как обычно. Ближе к вечеру дошли до порога: «Яма». На ночевку остановились до порога, На завтра запланирована дневка для катания.

 01.08.2005   день девятый

С утра начали кататься  и всё было нормально, но потом Андрея и Наташу закусило в бочке. Андрея смыло, и он стукнулся довольно сильно о раму катамарана. Получилась глубокая царапина между переносицей и левым глазом. К счастью глаз не задет. Марина сразу же оказала Андрею квалифицированную помощь, и все окончилось благополучно. На ужин пекли блины, но т.к. в тесто добавили черники, они стали фиолетовыми.

02.08.2005   день десятый

Вышли поздно и прошли совсем чуть-чуть.  Порог Котел просмотрели и выставили страховку.

 Остановились на пороге: «Карниз». На завтра у нас опять запланирована дневка. У Насти и Дмитрия не было сил ждать до завтра и они пошли в порог уже вечером, потом выгребались против течения сразу после порога. Но и этого им показалось мало, после они два раза кильнулись на спокойной воде и ещё немного побултыхавшись выбрались на сушу.

04.08.2005   день двенадцатый

Вчера целый день катались на Карнизе. Подъем был очень рано, т.к. нам надо дойти до порога: «Шляпа» и успеть занять там место.  Оказалось, что груженые катамараны плохо ходят порог Карниз (или участники расслабились), все по очереди посидели в левой бочке правой протоки.  Пороги Каньонный и Змея простые, требуется небольшой маневр.  На Шляпе встали на первую стоянку, на левом берегу, хоть и все ходят, зато место чуть менее загажено.  Разгрузились и прошли порог, покатались, обнесли и разобрались на камнях над первой ступенью.  Погода благоприятствовала, все просушили, посменно ходя в баню на баржу (50р. с человека).  Договорились с катером на 16.00.

05.08.2005   день тринадцатый

Льет дождь. Палатка «BASK> промокла насквозь, все, что в ней было - тоже. Пока сварили под проливным дождем завтрак пора, было, есть обед. Так что остались мы без обеда. Но погрузились на катер вовремя. Плыли на нем чуть меньше четырех часов. Дует очень сильный ветер и льет дождь. Слезли с катера договорились с водителями 4-х машин и поехали в г. Кандалакша на вокзал. Ехали около двух часов. В Кандалакше были после 22:00. У двоих членов группы поезд до Кеми был в 00:53. Мы их посадили на него, а сами пошли ночевать на вокзале — наш поезд только в 05:36.

6. Выводы, рекомендации.

 

Река Тумча - достаточно интересная, как с точки зрения отдыха, так и с точки зрения спортивного сплава. Однако река показалось некоторым членам группы несколько слабоватой, для их уровня подготовки. Множество интересных порогов и красивых видов по всему маршруты. Но любителям полной тишины и не населенки идти на Тумчу вряд ли стоит. На реке множество групп, самых различных типов, от молодежи на коммерческом сплаве, до людей достаточно пожилого возраста. Бывает, что на порогах, особенно на Яме и Карнизе, образуются очереди из желающих покататься или просто пройти. В день нашего катания на Яме на берегах стояло, и периодически каталось около 50 человек. Выброска на катере организована хорошо, но стоять на Шляпе просто негде - жуткая помойка.

Фотогалерея

Пор. Карниз

станция Ёна

народное творчество

заброска

Остальные фотографии на Я.Фотках

Карты.

© vodnik21

Конструктор сайтов - uCoz